Визитная карточка: Григорий Фирер (Gregory Firer)

Художник Григорий Фирер у картины "Иерусалим". Фото Михаила Фельдмана.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ХРАМУ БЫТИЯ

Григорий Фирер и его Иерусалим

 Галина ПОДОЛЬСКАЯ

 Григорий Фирер — один из тех израильских художников, кто предоставил каталоги своих работ в качестве призов для победителей фотоконкурса «Моё открытие Израиля». Фото Михаила Фельдмана

Откройте одну из страниц календаря «Мой Иерусалим. 2006- 2007» и вы увидите «фас» и «анфас » нашей солнечной столицы, запечатленной живописным мазком Григория Фирера — финалиста Всеизраильского конкурса «Мой Иерусалим «, проводимого Министерством абсорбции Израиля в 2006 году. Многие из работ художника выполнены прямо со смотровой площадки «Таелет» — с разных уровней высоты. Смотришь на картины и словно спускаешься с холма Тальпиот к Старому городу. Этот эффект наезжающей сверху камеры увлекает и вовлекает в невольный диалог с замершим на полотне миром, созданным художником по своим законам.

Григорий Фирер родился в 1931 году. В Израиле с 1999 года, проживает в Ашкелоне. Он член Объединения профессиональных художников Израиля, Ашкелонского отделения Союза художников, Международного художественного фонда (МХФ), Московского объединения художников, Творческого союза художников России. Его работы вошли в каталоги Международного художественного фонда «Изобразительное искусство России», Союза художников России — «Современное искусство России». В Израиле вышло в свет три его каталога: «Израиль глазами Г. Фирера » (2003), «Ашкелон в рисунках Г. Фирера» (2005), «Г. Фирер. Россия и Святая земля» (2006). Работы художника публикуются в альманахе «Юг». Его работы «Стены древнего Иерусалима» (2005) и «Соломоновы столбы» (2007) отмечены на конкурсе имени В. Попкова Международного художественного фонда в Москве. В 2008 году он вошел в «Золотую десятку» художников с «русскими корнями», отмеченных 9-м каналом Израильского телевидения в номинации «За вклад в изобразительное искусство Израиля».

Григорий Фирер — личность архицелеустремленная. Только за последние семь лет он принял участие почти в трех десятках выставок, среди которых выставки Союза художников Израиля (отделения Беэр-Шевы и Негева), Объединения профессиональных художников Израиля, Ашкелонского союза художников (под руководством Ханы Равив), Министерства абсорбции Израиля. Три персональные выставки художника состоялись в Ашкелоне (2001, 2003, 2006), три в Иерусалиме (2004, 2005, 2006), пять в России: в Еврейском культурном центре в Марьиной роще («Мой Израиль», 2004), в Еврейском культурном центре на Большой Никитской («Израиль глазами Г. Фирера «, 2005), в Международном художественном фонде («Мой Израиль», 2005; «Москва — Иерусалим «, 2006; «Г. Фирер. 75 лет», 2006), в Центральном доме национальностей при правительстве Москвы (2006).

Экспозиции, представленные художником на выставках в России, передавали ощущение того, что для Григория Фирера Москва и Иерусалим — равнозначные духовные доминанты в творчестве. Израиль — это Иерусалим, ожидающий Мессию. И другая часть жизни — русская зима на Красной Пресне и Манежной площади, осень на кремлевской набережной, Сусальный переулок, серый день в Кузьминках: деревья небрежно накинули пылающие капюшоны листвы, но ветки проглядывают из-под вуали прозрачных дождинок. И мир жив неуловимостью живописных тонов, спонтанностью, упряжью акварельного мазка, жив без нарочитой искусственности, без эффектов ради эффектов.

Бытие искусства склонно рождать индивидуальности, наследующие прошлое и одновременно выступающие из него. Григорий Фирер «не выпрыгивает » из прошлого — он выходит этически размеренной поступью. Его работы визуально масштабны, наполнены ощущением связи времен — прошлого и настоящего в одно мгновение. В этой связи особенно показательна работа, запечатлевшая царственные, величественные скалы, гордо хранящие имя легендарного Соломона, победившего своим благоразумием время. Всё сущее возвращается к ним, как к Храму вечного бытия. Таковы «Соломоновы столбы» Григория Фирера.

   ОТ АККО ДО ЭЙЛАТА

Размышляя о путях развития искусства в мире, Лев Толстой заметил: «Значительные предметы искусства только потому и значительны, что они доступны и понятны всем». Именно так, доступно и понятно каждому, творит художник Григорий Фирер, который родился в России, но, по словам академика А. Бурганова, «сохранив и развив традиции юности, создал яркий образ Израиля».

Главные ипостаси творчества Григория Фирера — цвет, воздух, пространство, ощущаемые художником как эпос его эстетического бытия. Таковы стены древнего Иерусалима и Негев, осколки «аттики» в Ашкелоне, древний Акко, Средиземное море и Красное — с волной, расшитой пенным ришелье. Это кружево соткано самой кружевницей мироздания. Это то, что завораживает, будит воображение, погружает в затерявшиеся во времени морские сны. А вот заповедник Тимна, открывающийся каждый раз сокровенным. Красный каньон, словно отлитый из меди, с затянутой в тугой корсаж узенькой дорожкой. Соломоновы столбы — могущественные и царственные. Они подобны мудрейшим из мудрейших иудейских царей. Гигантские скалы застыли в пространстве всепобеждающего света так, словно уже совершили свои подвиги, словно со дня своего каменного рождения они и есть подлинные властители Природы.

Художник пытается охватить всю географию Израиля — от Акко до Эйлата. Его работы оптически панорамны. Академик А. Рожин, главный редактор журнала «Третьяковская галерея», после одной из выставок Григория Фирера заметил, что в работах художника предстает «удивительная панорама впечатлений от соприкосновения с истоками Веры, с прошлым и настоящим, они отмечены благоговением к своей прародине, к святым местам и тому, что окружает человека на этой благочестивой земле».

Григорию Фиреру присуща живописность, почерпнутая из сердцевины самой природы, что находит выражение в его изобразительном языке — языке, впитавшем традиции реалистического пейзажа. Сам художник говорит по этому поводу так: «Мои любимые художники — Левитан, Куинджи, Серов, Коровин, Дубовский, Рылов — русская традиция пейзажа, но копировать их в Израиле невозможно. Святая Земля не оставляет места для подражания. Здесь художник обязан быть собой».

Пейзажист, живописец, график, Григорий Фирер работает маслом, темперой, акварелью, тушью, фломастером. А еще Григорий Фирер всегда выбирает то, что любо его глазу. И это дает ему уверенность, что взгляд зрителя остановится на том же.

Метки:

3 комментария to “Визитная карточка: Григорий Фирер (Gregory Firer)”

  1. Привет, Гриша! Добрался до друзей! Передал привет из Ашкелона? Как здоровье? Когда домой?

  2. Живопись Григория Фирера — это краски и полутона Иерусалима небесного, которые помогают ощутить тамнственную специфику реального Иерусалима.Ольга.

Trackbacks

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: