«No Pasaran – на Мадрид!»

e80224e6b91303378f913dbf3f6fdd14_sfarad-2.jpg

 СУДЬБА «БРИГАДИСТАС» ИЗ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ

Маша ХИНИЧ

«No Pasaran – на Мадрид!» Помните такой лозунг из учебников истории в разделе про Гражданскую войну в Испании?

Лозунг, бывший действенным призывом в войну, разорившую Испанию, приведшую к установлению режима Франко и гибели сотен тысяч людей. Гражданская война в Испании — кровавая и чудовищная, как любая война, тем не менее, имела романтический привкус. Романтическим он стал со временем, когда деятельность Интернациональных бригад «Народного фронта» стала поводом для исследований, книг, фильмов и даже песен. И на сей раз – выставки в тель-авивском Музее Эрец-Исраэль. Выставки «Отсюда и до Мадрида», посвященной деятельности и судьбе евреев-добровольцев из Эрец-Исраэль, принявших участие в Гражданской войне в Испании 1936-38 годов.

«Исторические» выставки в музее Эрец-Исраэль хороши своей невероятной обстоятельностью, основательностью и каталогами. Читать эти книги-каталоги — одно удовольствие. Рассказов-историй в них собранных хватает на несколько месяцев пристального изучения. Выставка «Отсюда – и до Мадрида» — визуальная иллюстрация к этим рассказам о жизни «бригадистас» — добровольцев из еврейского ишува, уехавших в Испанию и влившихся в состав Интернациональных бригад в те дни, когда стрельбы, приключений и идеологии хватало (как и сегодня) и в Эрец-Исраэль. Но ярых коммунистов, кибуцников, членов рабочего движения «Ха-Шомер ха-Цаир» Испания и возможность борьбы с фашистским режимом влекли сильнее, чем арабские волнения. Кстати, среди добровольцев из Эрец-Исраэль были и арабы и армяне – пять арабов-коммунистов и семеро армян.

У главного героя знаменитого романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» американца Роберта Джордана, был реальный прототип — еврейский доброволец Ирвинг Гофф из Бруклина. И многие евреи, бойцы Интернациональных бригад, могли сказать про себя слова, которые Эрнест Хемингуэй вложил в уста Роберта Джордана: «Почти целый год я дрался за то, во что верил. Если мы победим здесь, мы победим везде. Мир — хорошее место, и за него стоит драться, и мне очень не хочется его покидать. И тебе повезло, — сказал он себе, — у тебя была очень хорошая жизнь». В шести Интернациональных бригадах было около семи тысяч еврейских добровольцев из многих стран мира. Всего евреи из разных стран образовывали около четверти состава Интернациональных бригад, 20-25 процентов из 40.000 добровольцев, несмотря на то, что в те годы мировое еврейское население не превышало 4 процентов. Среди них были евреи из США, Румынии и Польши, которые составили особую роту. И из Эрец-Исраэль. По разным сведениям из Эрец-Исраэль в Испанию прибыли от 150 до 400 человек — на последних данных все еще настаивает Коммунистическая партия, а историки склоняются к тому, что около 250 волонтеров-романтиков смогли преодолеть сопротивление британских властей, преследовавших «бригадистас», сопротивление семей и друзей, и уехать на войну в Европу, где уже сильно попахивало фашизмом. Руководила ими в первую очередь идеология, во вторую — романтическая тяга к приключениям не у себя дома – в 30-е годы прошлого века в еврейском ишуве было несложно пострелять. Гражданская война в Испании в 1936-1938 годах была для них идеологической подпиткой собственных убеждений. Фашистская Италия, нацистская Германии и борьба за свободу – справедливая и необходимая в каждом поколении. Поколение еврейских «бригадистас» из Эрец-Исраэль, ветеранов Интернациональных бригад в Испании возрождается на выставке «Отсюда и до Мадрида» в фотографиях, письмах, плакатах, документальных фильмах, старых газетах, марках, открытках — во всех тех документах и иллюстрациях, что обычно составляют подобные выставки.

Истории этих добровольцев не часто вспоминаются (выставка, посвященная евреям в составе Интернациональных бригад, проводилась в Еврейском университете в Иерусалиме в 2003 году – там можно было увидеть фотографии добровольцев, читающих газеты на идише и позирующих на фоне плакатов с надписями на иврите). Имена приехавших из Эрец-Исраэль затерялись среди десятков тысяч имен добровольцев (многие — из левых объединений самого разного толка), сражавшихся на стороне республиканцев.

Периодические печатные издания еврейского ишува того времени сдержанно освещали тему «бригадистас» – чтобы другим неповадно было бежать из Эрец-Исраэль. Бен-Гурион и другие лидеры ишува, тогдашний Гистадрут были готовы посылать в Испанию деньги и посильную гуманитарную помощь, но не людей. В ту эпоху лозунгов был выдвинут призыв «Ханита важнее Мадрида» (Ханита – кибуц на границе с Ливаном в Западной Галилее). В публикациях на иврите о Гражданской войне в Испании и Интернациональных бригадах «Народного фронта», воевавших на стороне республиканцев, имена добровольцев из Эрец-Исраэль практически не упоминались. Но они были, жили, воевали, умирали или возвращались. И писали письма. Кураторы выставки – Рахель Бонфил и Батья Донер – задались вопросом, кто же были эти люди, каковы их биографии и для воссоздания линий их жизни нашли и перечитали сотни писем, пришедших из Испании в Эрец-Исраэль и восстановили истории жизни еврейских «бригадистас», рассмотрев строки писем под исторической лупой. Последний из выживших «бригадистас»– Шмуэль Сегаль — умер в ноябре прошлого года — ему было далеко за 90. Его воспоминания – часть выставки, как и цитата из письма еще одного из добровольцев — Ицхака Йоффа:

«כמה טוב להיות חייל אמיץ לשם מלחמה באויב הפשיסטי»

«Счастье быть храбрым солдатом в войне с фашистским врагом». Для Ицхака Йоффа эти слова были не строчками из учебника, а действительным лозунгом его жизни. О таких людях – о тех, кто следовали лозунгам и претворяли призывы в реальность — и сделана эта выставка.

Треть из них были убиты. Местонахождение захоронений неизвестно. Часть добровольцев, взятых франкистами в плен, были переведены в лагеря на юге Франции и затем отправлены в концентрационные лагеря, где погибли. Часть смогли влиться в ряды французского Сопротивления. Меньшинство вернулись в Эрец-Исраэль и оказались в некоторой степени на положении изгоев. Их поступки были признаны геройскими только спустя 50 лет.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

* * *

Историческая справка (по материалам сайта http://www.jewish.ru/news/world/2008/05/news994262783.php)

В 1987 году, на церемонии, приуроченной к 50-й годовщине Гражданской войны в Испании, президент Израиля Хаим Херцог выступил с речью, где, в частности, сказал: «Туда шли те, кто понимал, чем обернется для мира победа фашистов в Испании. Храбрые люди всех национальностей добровольно помогали республиканцам. Среди них были демократы, коммунисты, социалисты. Что характерно, существенную часть добровольцев составляли евреи. Я приветствую их как товарищей по оружию в войне против нацистов».

Гражданская война в Испании собрала в военные ряды добровольцев из 55 стран. Зная об опасности, с которой придется столкнуться, десятки тысяч человек приезжали в Испанию, чтобы вступить в ряды «Народного фронта». По различным источникам количество добровольцев исчисляется от 32 000 до 59 380. Больше всего приезжали из Франции (7000), Польши (5000), Великобритании (2000 и 4000) и СССР (несколько тысяч).

Несмотря на внушительные цифры, о еврейском участии было мало известно. И на это были свои причины. Во-первых, евреи, как правило, регистрировались как граждане той страны, откуда они приезжали. Во-вторых, в некоторых случаях еврейская национальность могла навлечь большую опасность в войне против фашистов. Понимая это, многие пользовались вымышленными именами. В-третьих, организации еврейской общины не хотели приписывать себя к коммунистам, что неизбежно случилось бы в случае полной регистрации, поскольку всех добровольцев уже заочно считали коммунистами либо их единомышленниками.

Как сказал один из добровольцев того времени: «Я такой же антифашист, как и любой коммунист. У меня есть на это причины. Я еврей и поэтому приехал в Испанию. Я знаю, чем обернется для моего народа победа фашизма».

На самом деле, количество евреев, участвовавших в этой войне, не может не впечатлять. Составляя всего 10% от населения Польши, 45% польских добровольцев – 2250 из 5000 человек – были евреи; от 4% еврейского населения США – 38 % американских добровольцев также были евреями; соответственно Франция: 0,5% населения – 15% добровольцев; Великобритания: менее 0,5% населения – от 11 до 22 % добровольцев. Американская бригада Авраама Линкольна на треть состояла из евреев. Обладателем самого высокого чина в американском контингенте был полковник Джон Гейтс — такой псевдоним взял себе Израэль Регенстрайф, еврей.

В румынском контингенте доля евреев составляла от 80 до 90 процентов. В польском (бригада Домбровски) — половину. В бригаде Домбровски существовало отдельное подразделение из 200 евреев, называвших себя «отряд Ботвина». Нафтали Ботвин — так звали молодого коммуниста-еврея, казненного в 1925 году в Польше после убийства им полицейского провокатора. Знамя подразделения украшал лозунг «За нашу с вами свободу». Что интересно, некоторые источники свидетельствуют, что не все бойцы отряда Ботвина были евреями. Один доброволец был немцем, примкнувшим к отряду в знак протеста против своего отца-нациста, другой — греком, считавшим, что он должен сражаться вместе с евреями, потому что именно греческая и еврейская культуры положили начало современной западной цивилизации. Отряд Ботвина, в котором были собственная еврейская фронтовая газета и боевое знамя, был единственной еврейской группой, сражавшейся открыто. Он стал главным символом еврейского участия в гражданской войне в Испании. Как правило, интернациональные бригады использовались «Народным фронтом» в качестве ударных частей – их посылали в самые опасные места. Отряд Ботвина не был исключением. В битве за Мадрид из 120 человек изначального состава в живых остались только 18. По окончании войны члены группы получили от испанского правительства медали за храбрость.

Много евреев было и в руководстве Интернациональных бригад. Первым интернациональным отрядом на Гражданской войне стала «Группа Тельмана», в которой евреи составляли большинство. Командирами «Группы Тельмана» были Макс Фридеманн и Хаим Бессер. Говорили, что в бригадах «не всегда можно было найти человека, знающего испанский, но человек, знающий идиш, находился всегда».

* * *

Кураторы выставки «Отсюда и до Мадрида» — Рахель Бонфил и Батья Донер. Выставка продлится до 30 сентября 2012 года

   Часы работы музея: с воскресенья по среду — с 10.00 до 16.00, по четвергам — с 10.00 до 20.00, по пятницам и субботам — с 10.00 до 14.00.

Сайт музея — http://www.eretzmuseum.org.il/

Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.

   Фотографии предоставлены пресс-службой Музея «Эрец-Исраэль».

Реклама

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: