Еврейские паломники в Умани: фотоочерк нравов

ХАСИДЫ ШУМНОЮ ТОЛПОЙ…

Фоторепортаж популярного украинского блогера Олега СТЕЛЬМАХА (elektraua.livejournal.com) об одном из «еврейских нашествий», которое способствует финансовому благополучию жителей Умани

 Как обычно в нашей рубрике «Блогжест», сохраняем авторские стиль и орфографию.  

Этот репортаж не новый — речь в нем идет о встрече 5771 года по еврейскому летоисчислению — но в качестве очерка нравов он не устарел. 

О подготовке к нынешнему паломничеству хасидов в Умань читайте здесь.

Каждый год тысячи евреев-ортодоксов совершают паломничество в Умань на могилу основателя хасидизма — цадика Нахмана. В этом году паломничество совершили больее 30 тыс. хасидов со всего мира, основная масса которых прилетела с Израиля. В этом году паломников было гораздно больше, чем в предыдущие разы. Это связано с тем, что Рош Ха-Шана совпадает с 200-летием со дня смерти основателя хасидизма цадика Нахмана. За порядком следили около полутысячи сотрудников правоохранительных органов, привлеченных из Черкасской области и несколько израильских полицейских. О том, как в хасиды Умани праздновали один из важнейших праздников я и расскажу сегодня.

История еврейского народа неотделима от Украины. Именно тут зарождался и утверждался хасидизм (буквальный перевод — «учение благочестия», от слова «хасид» — «благочестивый»). С самого начала это религиозно-мистическое народное движение имело множество разнообразных направлений и ответвлений. Одним из самих влиятельных среди них стало движение брацлавских хасидов. Его основателем и духовным лидером стал цадик (праведник) Нахман из Брацлава.
Рабби Нахман безгранично верил в Б-га и считал очень важным чувство радости и наслаждения от молитв к Бо-гу, а также от непосредственного общения с цадиком или его духовным наследием. Он одним из первых начал проповедовать, что молитва не должна быть плачем, а должна сопровождаться песнопениями и танцами (именно поэтому хасиды, обращаясь к Б-гу, танцуют и веселятся).
В 1802 году рабби Нахман побывал проездом в Умани и посетил еврейское кладбище, где похоронены тысячи жертв массовых погромов 1766 года. Здесь он пожелал, чтобы его похоронили среди этих мучеников.
Рабби Нахман скончался 16 октября 1810 года. Он завещал своим ученикам похоронить себя на этой многострадальной земле, на городском еврейском кладбище, чтобы он мог спасать загубленные души. А еще просил, чтобы и после его кончины во время Рош а-Шана все последователи его учения приезжали к нему на могилу, и каждый, кто вознесет в этом месте к небесам свои молитвы, обещал рабби Нахман, найдет в его лице заступника перед Всевышним. Строго следуя его поучениям каждый хасид должен совешрить паломничество к месту его захоронения — в Умань.

В эти дни умань превращается в очень дорогой город, особенно это касается еврейского квартала. На его территории, по улице Пушкина, находятся несколько синагог, в одной из которых похоронен Рабби Нахман. Накануне Рош Ха-Шана квартал перекрывается сотрудниками милиции, впускаются только представители власти, СМИ, евреи, продавцы с местного рынка и предприимчивые жители, сдающие здесь койкоместа по сумасшедшим ценам.
Снять квартиру/дом/койку 8 числа уже было невозможно — все распродано за несколько недель. В среднем, в не очень отдаленном от могилы доме, в проживание стоит $200 с человека в сутки. Жилье поближе к могиле могут позволить себе только богатые хасиды — от $500/сутки. На период проживания евреев, местные жители выносят все из квартир и расставляют внутри двухярусные кровати, чем больше мест — тем больше денег и если бы были 3-х ярусные койки — спали бы в 3 яруса. В отместку, дома потом неделями отмываются от следов проживания евреев. Учитывая уровень жизни в Умани, местные жители за несколько недель зарабатывают на жизнь на год вперед, до следующего Рош Ха-Шана. Деньги дерут со всех: если Вы — украинец, то цена завышается в 3-4 раза, если еврей — иногда и в 10 раз. В основном рассчет в долларах США. Бутылка 2л Pepsi при мне была продана ровно за $10 с виду состоятельному Хасиду. Вполне понятно, почему нет ценников. За то, чтобы проехать 3 км до автовокзала, с нас потребовали 20 грн — невиданная цена для Умани.
Вначале ул.Пушкина жители организовали рынок, где продавали абсолютно все — от кукурузных палочек до старых будильников. Многие прилавки затянуты сеткой, чтобы не воровали, но и это помогало редко. Очень большой популярностью пользовалось игрушечное оружие, почти вся детвора бегала с пистолетами и стреляла шариками. Объясняется просто — в Израиле детям нельзя носить оружие, ни настоящее, ни игрушечное.
На Рош ха-Шана хасиды переодеваются в прадничную одежду, едят только кошерную еду и ничего не делают. Не делают в прямом смысле слова — нельзя даже смыть воду в унитазе, держаться за поручень в транспорте, открывать двери. Поэтому в канун Рош Ха-Шана, вечером до 19.00, хасиды открывают все двери, открывают краны в умывальниках, тоесть, готовят все заранее, чтобы ничего не пришлось делать, обвязывают правую руку. Более состоятельные хасиды нанимают местных жителей, чтобы те помогали им.
Кошерная еда, готорая готовилась по иудейским канонам, летела прямо из Израиля, причем отдельно от «неблагочестивых», тоесть «нехасидов» и продается в специальных местах на улице. Прикасаться к такой еде неблагочестивым нельзя.

1. Сразу за милицейский кордоном Умань превращается в Израиль, толпа хасидов, которая сгущается по мере приближения к могиле цадика, чувствую себя туристом. Повсюду очень грязно, кучи мусора и везде валяются памятки с правилами поведения в Украине, их выдавали каждому хасиду чтобы избегать конфликтов на почве непонимания

2. Многие хасиды не просто любят фотографироваться, а очень хорошо позируют, кривляются

3. В основном хасиды очень бедны, однако попадаются весьма состоятельные люди, например, владеющие бизнесом у себя на родине и здесь такие очень выделяютя среди остальных. В толпе очень мало украинцев — только несколько журналистов, местные предприниматели и сотрудники милиции. Жители Умани совсем не любят иудейский квартал невзирая на то, что он «кормит» многих уманчан

4.

5. Около синагоги все танцуют. Нахман говорил, что молитва должна проходить в радости, тогда Б-г будет их лучше слышать, поэтому во время молитвы хасды танцуют, радуются, поют, или кричат

6. На улице было слишком мало места, чтобы все желающие могли танцевать. Многие смотрели на веселье с балконов своих аппартаментов. Большинство недвижимости рядом с могилой и синагогами скуплено евреями. Нам с kubikus_rubikus удалось попасть в одну из таких квартир и узнать, как живется паломникам, но об этом позже. Именно в этом доме в тех квартирах, которые все еще принадлежат уманчанам, стоимость проживания одного человека стоит не менее $400/сутки. Даже адресные указатели, и те давно написаны на иврите

7. Потолкаться в плотном потоке евреев — то еще удовольствие и тест на выносливость

8. Поют, водят хороводы

9.

10.

11. Хасидов все интересует. Они так оккупировали автомобиль телевизионщиков, интересуясь происходящим внутри, что операторам пришлось чуть ли не силой отгонять их

12. Хасидами являются люди разных расовых групп, представители негроидной очень неохотно фотографировались :) Если человек не желал фотографироваться — он просто закрывался рукой, или отворачивался. Проявлений агрессии практически не было за исключением одного тяжелого психического случая: хасид в праздничной белой одежде взялся переносить кошерную пищу, но наклонив поддон испачкался, пролив её на себя. Я в этот момент снимал ее, в ответ на что получил кучу громкой ругани, да так, что вся улица начала пялиться на меня. Пришлось быстро покинуть эо место чтобы не накалять обстановку. Агрессивный хасид еще минут 10 кричал на всю улицу

13. Все происходящие события старательно записываются на мобильные телефоны — кто знает, когда снова удастся посетить Умань

14. Этот дом находится рядом с могилой Нахмана и принадлежит очень богатому еврею, который выкупил его несколько лет назад. За забор пускали только с пропусками. «Есть картис? — проходи, нет картис ??? — но, но, го эвэй», отмахивая рукой в обратную сторону кричит уманчанин, караулящий на воротах. Рассказывает мне, что за час такой работы ему платят 15 грн и это неплохой заработок. На это место большая очередь и устроиться можно только по блату. За несколько дней он зарабатывает очень неплохие деньги таким трудом, но в Субботу, 11 числа передаст это место своему очень хорошему знакомому, а сам повезет хасидов в Киев — это прибыльнее. За одну такую поездку он берет с человека $100

15.

16. Тем, у кого нет праздничного головного убора, местные жители впаривали норковые шапки-ушанки, а хасиды от радости, что выпало такое счастье, не снимали их целыми днями. Точно так же продавалась и обувь — «всего за 300 грн купите эти кожаные туфли Карло Пазолини. — А носить есть долго дома? — Да, очень долго!»

17. Пейсы — традиционный элемент прически у ортодоксальных евреев. В Торе есть запрещающая заповедь выбривать волосы на висках. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если видно, что это место не выбрито. Во многих общинах из уважения к этой заповеди было принято оставлять пряди волос на висках, так называемые пейсы

18.

19.

20. Талмуд называет тфиллин венцом еврейской уникальности. Тфиллин надевается на левую руку ближе к сердцу (сосредоточию эмоций) и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Надевание Тфиллин — заповедь, согласно которой 13-летний мальчик начинает взрослую жизнь. Эта заповедь соблюдается уже несколько тысячелетий. Тфиллин — это две кожаные коробочки, через которые продеты кожаные ремни. В каждую из них вложен пергамент с четырьмя фрагментами из Торы: «Шма, Вэайя, Кадэш, Вэайя (другой раздел Талмуда)». Одна из коробочек прикладывается к левому предплечью, другая — на голову

21. Синагога изнутри. После наступления вечерней молитвы снимать вообще строго запрещено, хотя я рассчитывал заснять переполненное хасидами помещение, но решил не нарываться на неприятности

22. Внизу, под этой синагогой, находится баня. Вход для хасидов стоит 2 доллара. Было несколько случаев, когда хасид давал охраннику сразу 20 долларов, только бы тот пустил без пропуска, потому что неохота покупать. Тот брал деньги и хасид тут же его «сдавал» начальству, охранника на месте увольняют. После нескольких таких случаев на входе требуют только «картис» и не берут никакие деньги — работа дороже

23. Так выглядит синагога снаружи. Чтобы заснять ее, мне пришлось забраться на огромный резервуар с водой, за что получил словесную брань от проходящего мимо хасида. Возможно, я нарушил какое-то ихнее правило :)

24. Рядом с домом, где живут самые богатые евреи, подняли палатку, в которой можно было перекусить

25. Точка продажи кошерной пищи. Обращаю внимание, что выдают её хасиды. Неблагочестивые не должны прикасаться своими руками к кошерной пище.  Но готовить ее могут не все. Производитель кошерной продукции получает сертификат на кошерность своей продукции, в результате чего производитель вправе обозначить свой продукт знаком кошерности, либо просто предоставить полученный сертификат. Знак кошерности обозначает кошерность продукта, а значит обеспечивает качество, чистоту и его полезность.

26. Еще одна точка продажи пищи. Ко мне подошел хасид и начал попрошайничать деньги: «Дай денег! — Сколько? У меня только гривны ))». С толпы вдруг на русском языке кто-то ответил «Ему все равно сколько и в какой валюте, сколько хочешь дай!». Я кинул 10 грн, после чего тот с радостью мне попозировал. Вообще хасиды не стесняются попрошайничать и с виду прилично одетые люди вполне нормально ходят с большими 5л бутылками, потрясывая ими перед лицами прохожих. В основном просят друг у друга. Небедные евреи бросали и по $10

27. Почти вся детвора бегает по улицам с пистолетами и не стеснялась иногда пострелять в фотографов :) Круче всех нас обстреляли с обреза, когда мы сели перекусить

28. Праздничные прически готовились прямо на улицах, в следствии чего под ногами валялись горы волос. Стрижками занимались сразу 3 парикмахера, быстро пропуская очередь ожидающих

29.

30.

31.

32. Для желающих тома талмуда продавались на улице. Талмуд — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве.
Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). Существует мнение, что Талмуд состоит из 52 книг, однако далеко не все из них переведены на основные мировые языки, а некоторые доступны лишь иудеям высоких ступеней духовного посвящения и то не все сразу, то есть чем выше становится статус иудея, тем большее число книг Талмуда ему открывается.

33.

34. Праздничное веселье

35.

36. Некоторые хасиды оборачивают голову в полотенце чтобы уединиться для молитвы среди шумной толпы

37.

38. Палаточные места на заднем дворе синагоги. Умань не может поселить всех желающих в домах, да и не у всех есть деньги, чтобы заплатить за жилье, поэтому организаторы разбили несколько палаточных городков на территории иудейского квартала

39.

40. Недалеко от синагоги есть озеро, в котором купаются хасиды. С одной его стороны скалистый берег, на котором можно посидеть и подумать о добрых делах

41.

42. И даже здесь, уманчане, живущие в частном секторе, сдают свои дворы в аренду — в каждом дворе по 5-6 небольших палаток

43.

44.

45. Некоторые молятся и плачут

46. После покупки посуды, ее обязательно нужно сполоснуть в речной(озерной) воде и не важно, грязная она, или нет. Только после такого полоскания в ней можно варить еду. Этот водоем издает жуткие запахи, сюда направлен канализационный отвод

47.

48.

49.

50.

51.

52. Перед входом в синагогу, где похоронен Нахман висят информационные банеры

53. Толпа издалека похожа на Троещинскую  — каждый занимается чем ему хочется независимо от тематики собрания

54. Вход к могиле. По сути, могила представляет собой большую каменную стену, к которой хочет прикоснуться каждый хасид и помолиться. Протиснуться внутрь даже днем было очень проблематично, а вечером и подавно

55. Напротив находится своеобразная столовая. При входе висит сертификат кошерности

56. Еще одна синагога пока хасиды обедают. Через 20 минут свободных сидячих мест не будет

57.

58. Чтобы поселить самых бедных хасидов, еврейская община арендовала заводской ангар на несколько тысяч спальнрых мест. На входе стоял очень злой охранник, который пообещал набить мне «фотоебальник» если я засниму его. Остальные оказались нормальными ребятами. Молодой человек справа просил у охранника слева дать мобильный, чтобы позвонить родным в Израиль. Охранник просил $2, но хасид предлагал только $1, так и спорили весь вечер

59.

60.

61.

62. Около могилы продавалась разная литература, Талмуды, буклеты и еще что-то. Почему-то все продавцы просили их не фотографировать

63. Палаточное поселение рядом с могилой

64. Самые комфортные места были выкуплены заранее. Да — это на самом деле очень комфортные места. Чтобы никто не занял чужое место, приходилось тут сидеть чуть ли не с самого утра, пропуская танцы и песни в центре Пушкинской улицы

65. А те, кто не купил комфорт, тем временем на полную отрывались

66.

67.

68.

69. Когда я подошел к детской площадке, дети вдруг начали фотографировать меня, некоторые фотографировались вместе со мной на память

70. Весь день в телефонную будку стояла очередь — желающие звонили домой и болтали с родственниками

71.

72.

73. Одной из отличительных черт хасидского наряда является штраймл — меховая шапка, одеваемая по Субботам и праздникам. бывают и другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпки. Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен, по идее, отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.

74. Эти хасиды прямо на улице недорого продают кипы, если вдруг кто-то потерял свою, или захотел обновиться

75.

76.

77. Чтобы уединиться посреди шумной толпы для молитвы, паломнику достаточно набросить на голову полотенце. Духовно общаясь с Рабби, хасиды на целый год заряжаются энергией, вдохновением и силой. Неистово молятся и в храме-пантеоне, и в синагоге. Многие пытаются уединиться. Одни — прямо на шумных многолюдных улицах, расхаживая с молитвенником в руках и полотенцем на голове — и уже никто не мешает им оставаться наедине с любимым цадиком.

78. Как я и говорил, нам удалось попасть в аппартаменты к хасидам. Эта квартира была куплена за невиданные для Умани деньги — если не ошибаюсь за $50 000 и это в доме, состояние какого оценивается как аварийное. Сделали ремонт, как полагается обустроили и теперь каждый год приезжают в Умань

79. Работу по дому для них делает местная женщина. К стати, на лицо ущимление прав, т.к. на 30 тыс хасидов было зарегистрировано всего 29 женщин, которые не могли выйти на улицу и целыми днями сидели дома. И только на вечернюю молитву им было разрешено выйти за забор синагоги и помолиться отдельно от мужчин

80.

81. Перед вечерней молитвой к синагоге прибыл какой-то очень важный раввин. Хасиды двинулись за ним, чтобы вместе помолиться. Когда внутри не осталось места, охрана заградила собой проход и чуть не началась драка. Если бы кто-то из еврейской общины вовремя не подоспел для решения конфликта, случилась бы огромная драка — ни в коем случае нельзя препятствовать молитве

82. После разрешения конфликта, внутрь начали впускать вообще всех, пока синагога не начала трещать по швам — хасиды начали выазить на крышу, на опоры, под потолок, только бы увидеть раввина. Это и есть те самые некомфортные места, где хасиды молились весь вечер

83.

84. Дети изучают Тору с раннего детства и молятся под руководством взрослых

85. Если упасть, то место тут же займет другой хасид

86.

87.

88.

89.

90.

91. Богатые евреи почти весь день провели в своем доме, не желая танцевать с остальными

92.

93. Этот паломник просидел на скале над водой с самого утра, не отвлекаясь на прием пищи и встречу раввина

94. После молитвы Раввина, ближе к 19.00, наступает Рош Ха-Шана и снимать уже нельзя. Хасиды переодеваются в праздничный белый наряд

95. Центр улицы быстренько убирается

96. … поставив на улице Тору в цилиндре и читая молитвы, хасиды встречают  Рош Ха-Шана, 5771 Новый Год по еврейскому календарю

Advertisements
Метки: ,

3 комментария to “Еврейские паломники в Умани: фотоочерк нравов”

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: