Сражались здесь Давид и Голиаф

ХИРБЕТ-КАЯФА — ГОРЯЧАЯ ТОЧКА АРХЕОЛОГИИ

 

 Автор этого текста и фотографий Наталия ПАЛАНТ — известный в Израиле экскурсовод и блогер, ее ЖЖ http://janataha.livejournal.com/ достаточно популярен, а посты в нашем Географическом обществе вызывают интерес. А еще она публикуется в газете “Новости недели”. С одной из свежих публикаций Наталии знакомим и читателей “Исрагео”

В последние годы не было ни одного съезда археологов, где бы не был упомянут этот маленький холмик в Иудейском предгорье. Все газеты и журналы буквально пестрят последними сводками, новостями и уточнениями о раскопках этих древних руин. Хирбет-Каяфа — вот передовая линия фронта современной археологии и библейской истории. Тут сходятся в бою различные школы, направления, идеи.

Именно Хирбет-Каяфа стал тем звеном в цепи, который либо подтвердит всю библейскую историю Земли Обетованной, либо опровергнет. А ведь до 2004 года никто попросту не обращал внимания на один из множества холмов возле долины а-Эла, той самой, которая так насыщена библейскими местами. Той самой, где произошел бой Давида с Голиафом…

Первым насыпью камней на вершине холма заинтересовался археолог Саар Гано. Он поднялся на эту вершину и под мелкими камнями и зарослями кустарника увидел стену, сложенную из камней циклопических размеров. Как ни удивительно, но стену даже не надо было раскапывать, она вся находилась на поверхности, просто на камнях периода железного века стоят камни оттоманского периода.

В 2007 году здесь были проведены первые предварительные раскопки, а в 2008 году начались раскопки основательные, в которых и обнаружился знаменитый остракон — глиняный черепок с надписью. К нынешнему моменту на холме найдено немало любопытного.

Итак, Хирбет-Каяфа — поселок городского типа, существовавший с конца 11-го до середины 10 века до н.э. Жизнь здесь била ключом в течение всего лишь 50-70 лет. В середине 10 века до н.э. люди ушли отсюда, взяв с собой самые дорогие им вещи. Возможно, причиной ухода стали нескончаемые войны Израиля с филистимлянами, а возможно, армия фараона Шешонка — точно пока не известно. Неизвестно также, кто властвовал здесь тогда. Действительно ли то был период объединенного царства, период Давида и Соломона? Но почему тогда мы не находим археологических доказательств этой гипотезе в Иудее? Находок, свидетельствующих о сильном объединенном царстве, не обнаружено, и археологи пока не могут ни подтвердить, ни опровергнуть библейский рассказ. Однако в научных кругах, начиная с 80-х годов, стало модно все подвергать сомнению. Мол, если не нашли, значит, этого и не было. И тут на арене появляется Хирбет-Каяфа и раскапывается классический город периода Давида! Вот почему этот ничем не примечательный до того холм приковывает к себе внимание археологов всего мира.

Городок был небольшой, но его окружала крепостная стена, составленная из камней весом от 4 до 8 тонн. Такая работа требовала знаний и сил целой бригады. Бедуинский лагерь не строит себе стенку из камней по 8 тонн весом, такая постройка возможна только при центральной, сильной власти. В городе не найдено костей некошерных животных. В филистимлянских городах такие кости были найдены, а тут нет, что дает основания с уверенностью утверждать: обнаружен еврейский город периода объединенного царства, стоявший на границе с филистимлянами, в долине а-Эла. Особенно необычно, что в городе было двое ворот! Скажи еще лет пять назад какой-нибудь археолог, что некий древний город обладал двумя воротами, его просто подняли бы на смех. Городов с двумя воротами не существовало в природе! Но вот в Хирбет-Каяфе они есть — ворота западные и ворота южные. Как под копирку, совершенно одинаковые, классические ворота, характерные для железного века. Такие же как в Гезере, Мегидо и Хацоре. По сторонам четыре комнаты, снизу канализационная канава. Двойная стена, используемая также для жилых помещений.

Не весь холм был заселен, только верхняя часть, и понятно, почему. Неужели найден библейский город Шаараим?! Город просуществовал очень короткое время, и люди просто не успели заселить нижние склоны холма. В самом городе не найдено следов четкой иерархии, не обнаружен и центр власти (как правило, это был шикарный дворец). Но на ручках многочисленных кувшинов есть отпечаток чьего-то пальца — возможно, прототип более поздней печати «для царя». В таких кувшинах обычно собирали царский налог в виде масла и других ценных продуктов. Но самое главное — около западных ворот города найден остракон, глиняный осколок с надписью. Кстати, остраконы Лахиша и Тель-Дана тоже были найдены в воротах.

Комнаты при воротах часто служили архивом, и об этом есть немало упоминаний в ТАНАХе, когда говорится о «шотрим» в воротах. «Шотрим» в ТАНАХе это не полицейские, а писцы — от слова «штар». Остракон из Хирбет-Каяфы небольшого размера, примерно 15 на 15 см. Надпись на нем очень сложно прочесть. Этот остракон сейчас является самой горячей темой обсуждения в археологическом мире. Что это за язык? В какую сторону читается? Что написано? Может, это не иврит? Если язык протоханаанский, то это отдельный язык или прототип иврита?..

Если последние расшифровки остракона верны, тут был написан социальный текст о необходимости оказания помощи слабым слоям населения — сиротам, вдовам и пришельцам (новым репатриантам?). Поэтому можно предположить, что перед нами самое ранее свидетельство написания библейских законов и того, что Хирбет-Каяфа был еврейским городом на границе с филистимлянами, а не наоборот.

А может, Хирбет-Каяфа это вовсе не загадочный Шаараим, а библейский Эфес Дамим, что находился между Сохо и Азекой? Ведь именно отсюда хорошо виден Тель-Сохо, а не с Азеки… В таком случае Шаараим был не городом, а лишь направлением дороги, куда бежали разбитые армии филистимские после победы Давида над Голиафом.

Ближайшим летом раскопки Хирбет-Каяфы продолжатся, пройдут также раскопки в Азеке и Сохо, и очень может быть, что скоро мы услышим о новых невероятных открытиях, которые точно определят, какова была расстановка сил в древней Иудее Х века до н.э., где тут были ханаанцы, где филистимляне, а где израильтяне. Подождем нового сезона раскопок, а значит, новых открытий и новых споров.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Реклама

2 комментария to “Сражались здесь Давид и Голиаф”

  1. Так где это место и как туда попасть?

Trackbacks

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: