Донна Грация: благородство еврейской аристократки

ЕВРЕЙСТВО ДОРОЖЕ ТРОНА 

Среди еврейских женщин былых времен послетанахического периода не так уж много громких имен. А самое известное среди них — Дона Грация, память о которой хранят благодарные жители Тверии

 Хана РАФАЭЛЬ, Тверия

 Фоторепортаж из музея «Донна Грация» Андрея НИКСОНА

 …Рука золотая, ладонь Бога, дающая евреям подняться и вновь обрести Родину…

Из «Феррарского ТАНАХа» (перевод с испанского).

 

СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ

В древнем городе Тверия рядом с центральным рынком возвышается многоэтажное белокаменное здание, на входе вывеска — «Дона Грация». Жители города привычно называют это здание «Амсалем» — по имени многочисленного семейства, владеющего международной туристической кампанией.

Там-то и произошла удивительная история — встреча двух незаурядных людей, благодаря которой и начинается история создания музея «Дона Грация». Однажды в международную кампанию «Амсалем-турс» пожаловал известный историк Цвика Схайк. Время было тревожное, туризм в Израиле был на спаде (разгар интифады в конце 90-х годов), при приобретении билета произошла досадная ошибка, он был выписан только в один конец, вследствие чего последовали звонки, уточнения, компенсация…

Яков Амсалем — руководитель кампании — пригласил недовольного сервисом клиента к себе в кабинет. После разрешения незначительного конфликта, Цвика Схайк спросил у него:

- Скажи, пожалуйста, Яков, отчего на здании твоего отеля красуется надпись «Дона Грация»?

- А… Красиво! — ответил Яков.

- А ты знаешь, кто она — эта женщина? — спросил историк.

- Слышал что-то, вроде как была куртизанкой.

- Хочешь, я расскажу тебе о ней? — предложил Цвика. — - Подойди, пожалуйста, к 11 часам вечера, в это время меньше звонков из-за границы, и никто не помешает нашему разговору.

Встретившись в назначенное время, Яков с Цвикой проговорили до утра.

Кто же эта женщина, чьё изображение дошло до нас через пять столетий на единственном медальоне, хранящимся в коллекции Ротшильда?

 

   ИЗ ЖИЗНИ ДОНЫ ГРАЦИИ

Дона Грация родилась в 1510 году в богатой еврейской семье Наси, которая из-за угроз пасть жертвой инквизиции была вынуждена принять католичество. При рождении ее нарекли испанским именем — Беатриче де Луна. О своем еврейском имени — Хана, — она узнала лишь в двенадцатилетнем возрасте.

Жизнь «новых христиан» в те годы была чрезвычайно сложной. Их презрительно называли «марранос» (свиньи) и хотя они регулярно посещали католические соборы, в тайне продолжали соблюдать еврейские традиции. Хана рано вышла замуж, и очень рано овдовела. Мужем 18-летней Беатриче был 60-летний богатый торговец, разбогатевший на торговле пряностями — марран Франсиско Мендес (Цемах Бен-Беништа). Его брат Диего (Меир) был женат на сестре Беатриче — Брианде (Малке).

Где бы ни приходилось жить этой удивительной женщине, она всегда помнила о своем многострадальном народе. Как истинная еврейка, зная о бедственном положении своих соплеменников, она оказывала им бескорыстную помощь, за что и получила прозвище в народе — «дона Грация», что в переводе с латыни означает «милостивая». Под этим именем Беатриче-Хана и вошла в историю.

Ее благотворительность проявилась в высшей степени, когда она решила купить землю для изгнанных с Пиренеев евреев. На ее деньги строились приюты для сирот и больницы. Но одно из великих деяний доны Грации на благо еврейского народа — это издание ТАНАХа в количестве 100 штук на языке ладино (язык средиземноморских евреев). До наших дней дошли всего лишь два экземпляра этого издания; один «Феррарский ТАНАХ» хранится в музее иудаизма в Нью-Йорке, другой, факсимиле, — в Иерусалиме.

Дона Грация является образцом и примером настоящей бизнес-вумен шестнадцатого века. Она была настолько богата, что могла приобрести целое государство, и считалась намного богаче некоторых императоров тех времен. Огромный флот, банки и торговля приносили большие доходы семейству Мендес, что не могло не обратить внимания власть имущих.

Например, император Карл Пятый, мечтавший заполучить богатство молодых вдовушек, предлагает склонить Беатриче-Хану к выгодному для себя браку с членом испанской королевской фамилии. Но ей пришлось пойти на некоторые уловки, чтобы отказаться от этого предложения. Под видом приготовления к свадьбе, она вместе с сестрой и дочерью уезжают в Венецию с намерением быть подальше от королевского двора. Но и в Венеции они не смогли жить спокойно. Дело в том, что брат Франсиско Диего, умирая, составил странное завещание. С целью сохранения громадных средств, все состояние завещалось Беатриче. Но, подогреваемая сплетнями недоброжелателей, не отличавшаяся особым умом младшая сестра Ханы, Брианда, доносит на старшую о ее тайном еврействе, что привело их обеих к заточению. Через своего племянника Йосефа, Бетриче просит защиты у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного.

Сын покойного брата доны Грации — Йосеф был не только близким другом сына султана, но и его экономическим советником. Оказывая ему неоценимые услуги, дон Йосеф и сам пользовался множественными благами в устройстве своих торговых дел. Йосеф a-Наси был наместником султана Селима второго в Валахии и на Кипре. Султан Селим подарил ему остров Наксос вблизи Кипра и присвоил титул герцога Наксоского.

В те годы османские власти отрыли врата Стамбула для евреев, изгнанных из Испании, где их преследовала инквизиция. Благодаря этому во второй половине шестнадцатого века начинается возрождение старых и образование новых религиозных образовательных и культурных еврейских центров в странах Восточного Средиземноморья.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТВЕРИИ

Дона Грация выкупила Тверию у турецкого султана, чтобы основать в этом городе новый дом еврейского народа. На ее средства в 1565 году город был обустроен. Несмотря на сопротивление местных христиан и мусульман, город удалось обнести крепостной стеной. Но, неизвестно, намеревались ли донна Грация и дон Йосеф учредить в Эрец-Исраэль еврейское государство, чтобы создать там убежище для испанских изгнанников, или их цель ограничивалась организацией нового центра прибыльного производства шерстяных и шелковых тканей.

Обустроенная Тверия стала привлекать евреев из ближних и дальних мест — от Цфата до Йемена. Она превратилась в процветающий еврейский город и важный центр изучения Торы. Смерть султана Селима (1574), друга и покровителя Йосефа а-Наси, положила конец плану превращения Тверии в главный религиозно-общественный центр Эрец-Исраэль. Йосеф скончался спустя пять лет после смерти султана. Его соперник, маран Шломо Ибн Яиш, достигший высокого положения при дворе султана Мурада Третьего, оказывал большое влияние на внешнюю политику Турции. За что и получил от султана в аренду этот город и послал туда наместником своего сына Яакова. Яаков же, в свою очередь, преобразил город, построив в нем много новых зданий.

 

ИЗ ИСТОРИИ СЕМЬИ АМСАЛЕМ

История семьи Амсалем непосредственно связана с историей Тверии. В конце восемнадцатого века, по пути из Дамаска в Стамбул, молодой купец Яаков Амсалем (предок нынешнего хозяина компании) решил провести шаббат и остановиться на ночлег в Тверии. Но тогда в этом городе проживало очень мало евреев, и ему посоветовали обратиться к раву Хаиму Абулафия. Тот принял его с почестями и на исходе субботы, прощаясь с молодым человеком, предложил:

- Ты благочестивый еврей, и я хочу предложить тебе в жены красавицу — 13-летнюю девушку. Езжай по своим делам в Турцию, а по возращению в Дамаск попроси благословения отца на этот брак.

Спустя некоторое время молодой купец из Дамаска приехал в Тверию, и остался здесь жить. Семья Амсалем — одна из самых состоятельных в Израиле. У основателя компании «Амсалем-турс», Аарона Амсалема, четверо детей, которые являются совладельцами двух гостиниц в городе и международной туристической компании. На средства этой семьи и содержится музей «Дом Доны Грации», где в настоящее время ведутся исследования жизни и деятельности этой удивительной женщины.

 

ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ «ДОНА ГРАЦИЯ»

Входя в вестибюль здания, попадаешь как бы в иной мир — в живой музей и дом истории, где благодаря обстановке и гиду можно совершить занимательное путешествие в прошлое и соприкоснуться с жизнью доны Грации и стилем Ренессанса. Полы в музее застелены разноцветными коврами, стены выкрашены в нежно-кремовый цвет, на крутой лестнице — деревянная резная решетка, на стенах — картины.

На втором этаже размещена великолепная выставка кукол, выполненная известной художницей Гилей Яфман и ее помощницей Марией Гуревич, блестящими знатоками исторического костюма. В изящно освещенных витринах представлены этапы жизни удивительной женщины, вошедшей в историю еврейского народа добрыми делами и своей уникальностью.

Каждая из витрин создана по сюжетам из разных периодов жизни Ханы-Беатриче. Вот сцена, где восседает королевская чета Испании — Фердинанд и Изабелла. Это они издали указ, предписывающий всем евреям, живущим в Испании, в течение полугода принять христианство или покинуть пределы государства. Происходит это в период «золотого» испанского века, когда евреи занимали высокие государственные посты, вели торговые дела, развивали в стране науку, ремёсла и искусство.

Мы переходим к следующим экспонатам. Вот сцена тайного бракосочетания Беатриче и Франсиско, где над головой молодоженов накинут «талес». Среди присутствующих на свадьбе видна фигура раввина.

Завершая экскурсию по музею, я остановилась у витрины, где в центре сидит кукла, одетая в красивое бархатное платье, вышитое цветными камнями и жемчугами. Вглядываясь в ее лицо, я представила перед собой женщину с задумчивыми глазами.

 

ВМЕСТЕ С ТУРИСТАМИ

Убранство стильных помещений дома удачно дополняет рассказ гида. Дом «Дона Грация» принимает гостей, сопровождая костюмированными представлениями с элементами «comedia del arte». К услугам туристов зал «Венеция», гостиная «Феррара», камерный театр с малой сценой, кинозал «Лиссабон», ресторан «Ренессанс», кафе «Кушта» (так называли Стамбул в те далекие времена), большая сцена, на которой играют музыканты и актеры.

К зданию подъезжают туристические автобусы, и туристов, входящих в вестибюль, встречает не только желанная прохлада: они сразу же «погружаются» в обстановку дворцовой жизни. Под высокими сводами вестибюля звучит старинная музыка из произведений Каччини, Альбиноне, Скарлатти, Генделя, Бокенини. Официанты и экскурсоводы, облаченные в костюмы шестнадцатого века, предлагают гостям в турецкой кофейне шербет и кофе. Неспешно беседуя и слушая рассказ гида, они приветливо улыбаются девушкам-солдаткам, в одно мгновение сбросившим с хрупких плеч тяжеленные рюкзаки и автоматы и превратившихся в роскошных венецианок, позирующих перед фотокамерами на фоне вишневого бархатного занавеса. Прервав затянувшуюся лекцию по истории, гости хохочут при виде ворвавшегося в зал «Лиссабон» 12-летнего Даниэля Амсалема. Одетый в чопорный испанский костюм, он бьет в бубен и кричит на смеси иврита и староитальянского:

- Баста! Все на пьяцца Сан-Марко!

Все устремляются к большой сцене, на которой переодетые служащие кампании разыгрывают сцену-буфф из венецианской жизни. В смуглом лице родившегося в Марокко тверианца угадывается гордый характер испанского тореро.

В зале «Венеция», перебирая струны золотой арфы, играет Вероника.

Отобедав в зале «Ренессанс», гости отправляются к источникам «Хамей Тверия», а ближе к вечеру, отдохнув в уютных номерах гостиницы «Дона Грация» спускаются к вечернему чаю. Мелькают браслеты и тяжелые монисты, на паркете звезда турецкой кофейни «Кушта» — восточная красавица Анат — кружит под чеканные звуки тарбуки.

А в тишине гостиной «Феррара» — молчаливый шахматный турнир.

Необычно смотрятся у бара рослые светловолосые туристы — норвежцы, облаченные в костюм дона Жуана» (Жоан Мигуес — христианское имя Йосефа а-Наси). Они сидят у стойки бара и потягивают португальский портвейн. Затем самые неугомонные туристы отправляются на ночную прогулку на корабле — любоваться озером Кинерет и луной.

К полуночи жизнь дома затихает, но дух великой женщины спустя 500 лет снова парит над городом.

А дом «Дона Грация» во славу благородной Ханы Наси, созданный достойными потомками в лице семьи Амсалем, украшает корону двухтысячелетней Тверии. С высоты небес дух прекрасной и сильной женщины посылает милость свою, благословляя и охраняя этот древний город!

Выражаю благодарность за предоставленные материалы руководителю музея «Дона Грация» историку Цвике Схайку и сотруднице музея Ларисе Шиллер

В ближайшие дни вас ждут новые публикации о жизни Донны Грации и продолжение фоторепортажа. Следите за рекламой!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

About these ads

One Trackback to “Донна Грация: благородство еврейской аристократки”

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Вы комментируете при помощи своего аккаунта WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Вы комментируете при помощи своего аккаунта Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Вы комментируете при помощи своего аккаунта Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Вы комментируете при помощи своего аккаунта Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Отслеживать

Get every new post delivered to your Inbox.

Join 448 other followers

%d bloggers like this: