«Пятая графа», или шерстяные евреи из Бобруйска

САМЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ КУКЛЫ

«Бобруйск без евреев, что Москва без кремля…» Кукольница Валерия Гайшун посвятила свою коллекцию «Пятая графа» памяти деда Гирша — «последнего еврея» из ее родного города, сообщает сайт Bobruisk.ru

Анна БРОДОЦКАЯ

«Бобруйск моего детства… 65 процентов жителей были евреями! Друзья семьи, учителя, врачи, парикмахеры, портные, киоскеры, продавцы в магазинах — все кругом! Я тогда об этом не задумывалась. Еврейская атмосфера окружала меня, это была сама моя жизнь!»

Валерия — бывшая бобруйчанка, училась здесь в СШ № 27 и 8, механико-технологическом техникуме, институте управления, а ныне живет в Минске. «По профессии я — мама», — говорит Виктория, у которой четверо детей! А создание забавных кукол из валяной шерсти — ее хобби.

Полностью читайте материал о выставке в онлайн-журнале «Исрагео»

49 комментариев to “«Пятая графа», или шерстяные евреи из Бобруйска”

  1. Валерия, замечательно выразительные куклы с такими почти забываемыми физиономиями и ужимками. Это не должно кануть в Лету! Слишком много туда ушло — целая еврейская Атлантида европейских местечек.

  2. Великолепно! Талантливо! Душевно! Спасибо за возможность ещё раз окунуться в эту атмосферу. Моё детство прошло в Витебске. Здесь было тоже много евреев, которые оставили неизгладимый след в истории нашего города и, самое главное, в душах и культурных традициях наших жителей не смотря на звериный оскал недоброжелателей. Я думаю, что все разумные люди сегодня понимают что мы потеряли.

  3. К сожалению, это поколение, такое патриархальное, уже ушло,а мы совсем другие.

  4. В нашем Львове, после ликвидации еврейского театра, уже после войны актеры остались без работы. Некоторые устроились в украинских, другие в русских и даже в казахском. Некоторых приняли в кукольном. Они играли до пенсии их любили и водили своих детей. Постановщики и художники были тоже евреи.
    Они воспитали молодых актеров украинцев, которые продолжают традицию, Но не осталось ни одного еврея в штате театра!

  5. ВАЛЕРИЯ ! КАКАЯ ЖЕ ВЫ УМНИЧКА !!! СПАСИБО !!! СЛЁЗЫ НАВОРАЧИВАЮТСЯ…

  6. Просто прелесть! Какой вкус! Какое исполнение! Вы замечательная художница!

  7. Замечательно!

  8. Я восхищаюсь талантом Валерии.Благодарю Вас за ваш труд,за Ваш талант.Крепкого Вам здоровья,сил и радостей от детей.

  9. Thank you Valeria, you’re very talented!

  10. Дорогая Валерия! Из далекого Нью-Йорка примите привет от Вилена,три года детства ( 1946-49 ) которого прошли в Бобруйске…В ваших куклах узнаю многих из тех незабываемых лет. Вы настояший талант.

  11. Чудесные куклы, каждая с характером, все смешные; автор смотрит на них с теплотой, но без лести — тот самый знаменитый прищур еврейской самоиронии…
    Вот только автор, внучка замечательного еврейского дедушки — совсем не еврейка (спасибо все тому же дедушке?), и возращаться в еврейство, судя по всему, не намерена. Правда жизни…

  12. Очень талантливо! Добрые и смешные человечки получились! Еврейство еврейством , но у этой художницы талант и талант большой из-за того, кровь интернациональная. Поздравляю!

    • Конечно, талант, кто бы спорил! Я только о том, что выставка посвящена «памяти деда Гирша — «последнего еврея» из ее родного города», а последний он не только в городе, но и в своем роду. Тут много символизма, получилась трогательная мемориальная выставка об исчезающем племени, и автор сама в ней живой экспонат.
      Может, так оно и надо, а все же грустно…

  13. Просто чудо!!! Я родилась в Витебске — городе, который дал миру великого Шагала!!! Это самое чудесное место на земле. И посмотрев Ваши работы, безумно захотелось домой!!! Спасибо Вам огромное.

  14. АВТОР ЭТИХ КУКОЛ —ЗЛОСТНАЯ АНТИСЕМИТКА. НЕЛЬЗЯ ИЗОБРАЖАТЬ ЛЮДЕЙ ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОТИВНОМ, ОТВРАТИТЕЛЬНОМ, СМЕШНОМ ВИДЕ, ЕВРЕИ—ОДНА ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ НАЦИЙ В МИРЕ !! И НАШИ ДЕВУШКИ ЗАНИМАЮТ ПЕРВЫЕ МЕСТА НА КОНКУРСАХ КРАСОТЫ !!
    ИЗЪЯТЬ ЭТОТ ПОСТ ИЗ ИНТЕРНЕТА НЕМЕДЛЕННО !!

    • Ну какой же Вы еврей, если у Вас совершенно нет чувства юмора и понимания искусства. А кроме того персонажи очень похожи на работы Шагала. Я очень удивлюсь,если Вы живёте в Израиле-эта страна излечивает от этой болезни, опозновании антесимитизма в любом анекдоте. Прекрасные работы,талантливая «домохозяйка». Успехов Вам!!! Побольше бы таких «неевреев» в мире.

  15. Анатолий, Вы ошибаетесь, считая Валерию антисемиткой. У этих кукл, кроме семитских черт лица (утрированных, как и в лучших дружеских шаржах) видна одухотворенность живых людей. У меня были и есть еврейки-красавицы, родственницы и знакомые, но меня вовсе не обижают, а именно радуют работы Валерии.

  16. Валерия, спасибо, у Вас ПОЛУЧИЛОСЬ!!!

  17. Я в неописуемом восторге, честь и хвала таланту !!! И большое спасибо автору, что она посвятила свою выставку дедушке, судя по рассказам, это был замечательный человек!!!

  18. Спасибо вам всем большое!!! Я рада, что мои человечки нравятся. Я очень их люблю. И хорошо, что у меня получилось подарить вам всем немного счастья!!!

  19. Смеялся и плакал !

  20. Thank you, Victoria, for your talent and sence of humor. They are beautiful and funny, and very alive! You are a wonder!
    Lilia

  21. Это просто замечательно! Такой веселый и ироничный взгляд и такие мастерские руки! Я-то вот еврей московский, но эти персонажи и уменя вызвали ассоциации. Мы жили в большом бывшем доходном доме на Садовом кольце. Семикомнаттные квартиры были все коммунальными: кто жил в бывшей столовой, кто в кабинете, кто в спальне. В доме было немало евреев. На первом этаже жила Эмма Вулфовна Корох. Она готовила на кухне, а окно кухни выходило во двор. И нередко там возникали драки между ребятами из нашего дома и шпаной из соседнего дома. Эмма Вульфовна, разгоряченная от плиты выскакивала на улицу даже зимой с криками: «А ну-ка, хулиганье — вон отсюда!» и отбивала детей нашего дома — без различия национальностей – ее почему-то боялась шпана.
    И небольшая правка: пятая графа (пятый пункт — правильно) — это не страница а номер. Все данные в паспорте были под номерами: 1.Фамилия, 2. Имя… Под номером 5 значилось: национаальность.

  22. И мне понравилось. Делаю перепост в Еврейскую газету Калининграда на ФБ.
    Львович.

  23. Это поистине замечательно!!!
    Подскажите, gj;fkeqcnf? где можно пр
    иобрести эту hfcxeltcye. книжку и нельзя ли купить хоть что-нибудь из этой коллекции? Буду очень признательна.
    Илона

  24. Из всех комментариев видно, что работы великолепны и понравились. А антесимитом можно назвать только Анатолия. Откуда приплели антисемитизм к этим вуликолепным куклам?

  25. Я полностью согласна с умницей Анатолием. Эти произведения уродов вызывают чувства гадливости у антисемитов .Карикатуры на Евреев появились в Германии перед второй мировой войной,чтобы пробудить антисемитизм и пробудить ненависть к евреям.Вы не учите религию и не знаете,что изображать святой народ уродами это большой грех!!!

  26. Талант — есть талант!
    Я рад, что есть такие люди с большим чувством юмора.
    Спасибо, Валерия!

  27. Валерия, Вы чудесная! Невозможно не улыбаться и по-детски, да и по-старчески тоже, не умиляться Вашим творениям! Долгих лет жизни и счастья Вам и Вашим детям! Ну и светлая память Вашему деду Гиршу, как впрочем и другим Вашим предкам!

  28. …Улыбался… Вспомнил всех, деды, бабушки, тетки, в горле комок… Я последний в роду. Детки уже не евреи. Дай Б-г вырастут заинтересуются историей своей семьи, кто они и откуда, как говорится откуда есть пошла… Но рассказать уже будет некому. Ушли те люди, а мое поколение евреи только по паспорту. СПАСИБО ВАМ!!!

  29. просто восхитительно!!!!

  30. Мирные люди, заняты семьей и работой, не дармоеды, как их любят изображать антисемиты, у умного человека вызывают уважение. А антисемиту ничего не докажешь, он пойдет к доктору- еврею, а потом будет говорить, что доктор хороший,, хотя и еврей. Спасибо за память о Бобруйске.

  31. Память о евреях Бобруйска, это хорошо. Но человек, который никогда не жил в еврейском (на 65%) Бобруйске, увидит, главным образом, не «пятую графу», а носатых (всех без исключения) чудищ. Ничего талантливого в творчестве госпожи Гайшун, кроме техники исполнения, на мой взгляд — нет. Смысл же — очень примитивный. Евреи местечек — были талантливыми людьми. Здесь этим и не пахнет. Жаль.

  32. Ну, как поворачивается язык назвать эти творения уродливыми? Называю это так — «сделано с любовью!» Молодец!

  33. Спасибо, Валерия. Сама много лет шью кукол и отличить хорошее от плохого могу. Я шью разных и евреев тоже.
    Действительно куклы-шаржи, но антисемитизма не вижу. Просто все они на одно лицо, хочется разнообразия.
    Подчеркнуть этнос можно не только большими носами, есть и другие приметы. Тем не менее Вы — умница.
    Куклы образные, живые. Удачи! Вера Фёдорова.

  34. Большое спасибо художнице! Удивительно греет душу. Моя мама была родом из Бобруйска, а я там никогда не был (до войны был мал).

  35. Здравствуйте! Все это я видела примерно полгода назад по Интернету. Пришла в восторг, который не унимается. У меня не комментарий, а вопрос: существует ли иллюстрированный каталог экспонатов этого музея и если есть, то где, как и на каких условиях его можно приобрести? Есть еще один вопрос, аналогичный: а эти куклы помимо музея существуют, то есть куклы на продажу? Так хочется иметь!!!!!

  36. Спасибо большое,Валя! Я прожила 46 лет в БОбруйске, и многих Ваших персонажей знаю и по именам отчествам, и они вполне узнаваемы.Все это очень грустно,все на чемоданах, да ведь 50 процентов и Ваших 65 уехали,и теперь частенько где то в Израиле,или Нью Йорке, или в Карловых Варах,да и по всей Европе и Америке и Канаде встречаем бобруйчан,и сразу начинается выяснение — на какой улице жили, в какой школе учились,где работали, с кем дружили.А Бобруйск наш почти без евреев стал ( для меня во всяком случае) чужим, была там -все чужое и все чужие,что очень конечно жаль.Жизнь идет всеред, от своего родного города никто не отрекается и спасибо Вам!

  37. «В Бобруйске на один фонарь меньше, чем в Москве»

  38. Замечательные куклы! Однако неправда ваша. В Бобруйске таки ещё есть евреи!

  39. Ты умница. Спасибо тебе.

  40. Спасибо огромное. Очень интересно. Моя мама родом из Бобруйска. Ее зовут Михля Слуцкина. Ее папа Шепсель Слуцкин. А вдруг кто -то знает !!!!!!!

  41. я восхищаюсь вами как чудесной внучкой сомневаюсь только в том что армяне или же грузины не менее талантливы и не меньше Бог одарил их величиной носа пказали бы свих соплемеников в таком хотя даже и за это большое спасибо Дай Бог Вам здоровья и счатия Печально только что мои внучки никогда не вспомнят меня так как Вы нсмотря что я еврей в десятом покалении с огромным уважении к ВАМ

Trackbacks

Ваше мнение

