Памяти Леонида Глазкова — поэта, писателя, Человека

АСТРАХАНЬ — АШКЕЛОН — АНТВЕРПЕН 

IMG_9953 (Small)

Три города на букву «а» были главными для Леонида Глазкова (1945-2013). В последнем из них он остался навеки…

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ 

Таким Лёня был при нашей последней встрече в Антверпене. Непривычно было видеть его без знаменитой купеческой бороды. Кто знал, что мы больше не увидимся… Фото автора

 

Предновогодняя новость от жены Леонида, Ирины, была как обухом по голове: у Лёни остановилось сердце, он в коме. Но я был уверен: такой жизнелюб выстоит в схватке с костлявой. Попросил верных друзей помолиться за выздоровление Глазкова. Увы, хоть и молились искренне, хоть и считается, что мысль материальна, не помогло…

 

В Бога верьте или же не верьте -

Никакой нет силы у молитвы.

Не дано нам выиграть у Смерти,

Предрешен исход со Смертью битвы…

 

Странно, конечно, считать другом человека, с которым в реальной жизни встречался раз пять, не больше. Общались, пока он жил в Израиле, в основном по телефону, и мне всегда было приятно услышать:

«Ну что, отец родной, почитал мои новые стихи? Они уже у тебя на почте!»

Я знал, что это хорошие стихи — и с удовольствием их читал. И еще знал, что Лёня всегда подставит плечо.

Увы, климат Израиля оказался не для него. Зато воздух Бельгии оживил Глазкова, и я был уверен, что уж в ближайшие пару десятилетий мы еще не раз встретимся на европейских просторах. Была запланирована встреча и в январе. Узнав о том, что я еду в Брюссель, Лёня написал:

«Это же здорово, отец родной! Я за тобой приеду в Брю на своем такси и мы посидим как следует, выпьем во здравие и за новые встречи!»

Увы, теперь предстоит выпить за упокой…

Планировали мы, что после этой встречи Лёня войдет в команду «Исрагео», станет нашим собкором в странах Бенилюкса. Он подошел к этой идее обстоятельно,  начал составлять перечень тем, выяснял, в какие города ему следует съездить в первую очередь, о чем написать. Но сердце, огромное сердце прекрасного человека, подвело…

Не знаю, как другие, но я никогда не вычеркиваю ушедших друзей из своего списка в Фэйсбуке. Понимаю, что физически они уже не здесь. Но лукавство виртуального пространства позволяет думать: хотя бы душа этого человека со мной. Да и в сердце он тоже остается.

Мир праху твоему, Лёня! Свет душе твоей!

 

Сегодня хочу представить на суд наших читателей несколько стихотворений Леонида Глазкова, написанных в Израиле, и его ироническую автобиографию (на иврите «корот хаим»), которую он, увы, озаглавил пророчески («хаим» — это жизнь).

 

КОРОТкий ХАИМ

Родился в 1945 году в городе Днепропетровске, ма-а-аленьким скорпионом да так и остался. Как начал учиться! Военно-музыкальное училище, мореходное училище, экономический факультет ВТУЗа. И чуть всем этим не стал. Чуть не был, чуть не участвовал, чуть… да, чуть не привлекался, чуть не сел. Повезло, что не стал. Зато в 1975 году стал членом Союза журналистов СССР, а затем и России.

Много писал, много публиковался, газеты, радио, журналы, издавался в Нижне-Волжском издательстве и в «Мире книги» в Москве. Статьи, фельетоны, стихи, радиорепортажи. Ой, я был такой красивый и серьезный! Пока в 1993 году в Офаким в алию не упал, и шорты не надел. С галстуком. Тут меня все ка-а-к начали спрашивать: «Ма кара?». Я сначала не понял, а потом понял, что из-за галстука спрашивают. Снял.

Газеты и поэтические альманахеры начал читать. Русские, конечно. Интересно. А тут все стихи пишут. Даже те, кто не умеет, и те писать начали. И публиковаться. В ком попало. Особенно мои ровесники и старше. Жуткий прорыв в запредельное творческое пространство при помощи кинетической энергии климактерического периода на фоне стойкого присутствия отсутствия таланта. Вот тут я с испугу и юмористом стал. А то ведь так и опоздать можно, в стол писючи.

Извлек все, что за пять лет написано, из стола и пришел в Союз писателей Израиля. Русскоязычных, конечно.

- Ребята, — говорю, — вы здесь такие гуси-лебеди, а я такой гадкий утенок. Все в стол делаю. Возьмите с собой, пожалуйста. Полетать.

Прочитали и приняли. В гуси пока. Так что я теперь обсоюзенный.

И настоящий израильтянин. Потому, что ужасно люблю себя, красивого, за те качества, которые терпеть не могу в своих соплеменниках.

59663_115244455300463_1746684824_n

Таким — с окладистой бородой — Лёня был гораздо привычнее для взора

 

НОЧЬ В ОФАКИМЕ

Лишь повесится месяц во мраке

На небес листозвездной осине,

В Офакимовке лают собаки,

Как в далекой глубинке России.

В неумолчном сливаются хоре,

Чей-то храп за окошком услышав,

Сон умчался встревоженным вором,

Поскользнувшись на плачущих крышах.

И пытаюсь уснуть я напрасно -

Хрип собачий безбожен и страшен.

В этом хрипе отсутствие гласных

Мою душу тоскою мурашит.

А в ногах приудобнилась кошка

И мурлычет мне текст приговора,

И на месяца адской дорожке

Два зеленых горят светофора.

Здесь еврейские гибнут таланты,

Кто-то должен повыть им надгробно:

И заводят собак эмигранты,

Потому что самим не удобно.

 

 ВОПРОСЫ К ПЕССИМИСТАМ,

 или «Все на хрен»

На хрен нужно ждать успеха,

если жизнь свою проспал?

На хрен нужно было ехать,

если здесь никто не ждал?

На хрен жизнь текла уныло?

На хрен юности заря?

На хрен было то, что сплыло,

если это было зря?

На хрен томно сердце ныло?

На хрен в старости печаль?

На хрен нужно то, что было,

если прошлого не жаль?

Если кто-то нас осудит,

на хрен наш менталитет?

На хрен нужно то, что будет,

если будущего нет?

Если нас и здесь погубят,

на хрен наша алия?

Если нас и здесь не любят,

на хрен ты и на хрен я?

Ночью думы сердце гложат -

на хрен вы в моей судьбе?

Дать бы, на хрен, всем по роже

и вернуться… в КГБ.

 

 ОДА БОРОДЕ

Об усах писали много -

ими, мол, метут дорогу,

и в любви усы подмога,

в ратном воинском труде.

К бородам других ревнуя,

и свою взахлеб целуя,

написать хочу хвалу я

ей, любимой бороде.

Пегим символом рутины

бородища у раввина

до пупка. А половина

на плечах и на спине.

Вейся пейса на просторе,

словно ругань на заборе.

Всем врагам его на горе,

а на зависть только мне.

Борода у фокстерьера -

это вам не символ веры!

На охоте, для примера,

можно волка испугать.

Вот бежит он, хвост трубою,

борода готова к бою,

и любуется собою:

- Берегись, едрена мать!

Или вот еще находка -

у Хоттабыча бородка.

Захотел, и сразу водка,

или сказочный дворец.

Из бородки вырвал волос,

заклинанье крикнул в голос,

сразу стал и пьян и… холост,

и с принцессой под венец.

Иль вцепившись в Черномора,

пролетев моря и горы,

от бесчестья и позора

для себя Людмилу спас,

Черномору принадлежность

щекотящую промежность,

понимая неизбежность

отрубил Руслан до глаз.

Карабаса-Барабаса

борода иного класса.

Правит кукольною массой

страх. И нитки ни при чем.

Но однажды Буратино

хвать с гвоздя свою Мальвину,

к Артемону прыг на спину

и к Тортиле за ключом.

Я, гордясь своей породой,

жил в России безбородый.

Незаметный по природе,

не волшебник и не маг.

Здесь же мой венец творенья

всех приводит в изумленье -

гордо выпрямив колени

припечатываю шаг.

Кто сумел, уже потрогал

бороду седого Бога.

У кого-то денег много,

значит дергал без беды.

Встану утром, весь любимый,

так безденежно ранимый,

в кулаке «непобедимой»

клок знакомой бороды.

 

 ИРОНИЧЕСКАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ

 (подсмотренное)

Начиная свой день с никайона

этих улиц, убогих на вид,

я тоскую по русским воронам.

Не поверите — плачу навзрыд!

Как же мне не рыдать и не плакать,

(между нами, друзьями, промежь),

если больше зеленая мякоть

мне не шлепнется сверху на плешь?

Жил, как все я, мозгами наружу,

меж скандалов и кухонных свар,

Но, однажды, в осеннюю стужу

я услышал ивритское «Кар-р-р».

Под ветвями замерзшего сада,

под ворон несмолкающий гам

я подумал: «А ехать-то надо,

где ивритское теплое «Хам».

Проживая вороньи невзгоды,

Видом — птица, подвидом — оле,

я теперь санитаром природы

на Израильской вечной земле.

Собираю я мусор с поклоном -

может в этом призванье мое…

Я тоскую по русским воронам

и в мечтах поднимаю ружье.

 

 КУДЛАЙ

Скоро год в собачьей стае

То скулеж стоит, то лай.

У Болонки подрастает

Фокстерпинчерный Кудлай.

Года нет, а он в медалях,

Знает хинди и иврит.

Экстерьерен. Не скандален.

И по-русски говорит.

По углам скулили Суки

Про свою собачью честь.

А Болонку, для науки,

Говорили, надо съесть.

Мол, щенок без родословной,

И не ясно от кого,

Что дурен, нечистокровный,

Толк не выйдет из него.

Кобели, что поседели

От забот, боев и Сук,

На своих Щенков глядели,

Сморщив кожу на носу.

Но назло собачьей стае -

С поднебесья звонкий лай,

То над ними

Пролетает

Фокстерпинчерный Кудлай.

 

 ОТПОВЕДЬ ЗЕЛЕНОГО ПОПУГАЯ

Возле рынка в Ашкелоне,

в пешеходной, шумной зоне

птичьим гамом громко стонет

зоорыбомагазин.

У дверей на табуретке

я сижу в железной клетке,

громким криком зазывая

проходящих образин.

Подошел один, кипатый,

тоже, как и я, клюватый.

Он в России был пархатый,

я же в Африке порхал.

Он стоит, свободный вроде,

не крылатый по природе,

как и я одет по моде.

«Ма нишма?» — спросил нахал.

Он вставные скалит зубы.

«Сам дурак! — я крикнул грубо, -

а в судах твоих дурацких

судят кошек и собак.

Посадили попугая,

каждый жлоб меня ругает,

даже русские евреи

дразнят «попка» и «дурак».

Я тебя сейчас умою,

ты спроси, почем я стою.

- Разве жопка может стоить

аж три тыщи шекелей?

От иврита я хренею,

но картавлю, как умею,

обзывать меня посмеет

лишь дурак, а не еврей.

7 Responses to “Памяти Леонида Глазкова — поэта, писателя, Человека”

  1. В 2009 году Леня Глазков участвовал в конкурсе «Золотое перо Руси» и стал лауреатом. Я написал рецензию на его стихи 22 мая 2009 года. Вот она.

    «Мертвое море — самая низкая географическая точка на Святой земле, но отсюда подниматься в Иерусалим, зная, что над ним, земным, витает Небесный. Именно это ощущение и передал Леонид Глазков в своем стихотворении. Как мне представляется, в его стихах — не только о Мертвом море — происходит постоянное столкновение минувшего с вечностью. И в этом душевном конфликте, свойственном человечеству во все эпохи его развития, рождается настоящее. Имя ему — поэзия».

    http://www.yefim-gammer.com
    Ефим Гаммер

  2. Светлая память хорошему человеку!

  3. В 2009 году Леонид Глазков участвовал в конкурсе “Золотое перо Руси” и стал его лауреатом. Я написала рецензию на его стихотворение «Мертвое море» — 19 мая 2009 года.
    Вот она.

    «Природа и Бог — это два Начала — являются постоянной темой поэтов, чья методология основана на метафоре и сравнении. Неукротимая сила Вечной Жизни, составляющей частью которой является Смерть — эта идея вбирает в себя мелькающие образы, нанизанные как бусы в череде ее Природных Сил.
    Жизнь во всех ее проявлениях — эта сквозная тема многих произведений Леонида Глазкова. Поймать смысл Жизни в этом мелькании — вот что становится главной идеей этого стихотворения. Не остановиться, не застыть в череде призрачного мира, преодолеть соблазны и не быть рабом своих страстей. Именно так и предстает перед нами образ Мертвого моря, который сминает, распинает, растворяет и скрепляет своей каменной водой все живое и навеки его сохраняет… Только Мертвое море готово к вечности. А все остальное — пустая череда на фоне его Начала из Начал.
    Все из Него вышло, все в него и возвращается….

    Символизм и метафора стихотворения Леонида Глазкова «Мертвое море» — потрясает. Ничто не должно нарушать покой души человеческой. Бог — это и есть человек: «по образу и подобию Бога», или «Люди – смертные Боги, а Боги – бессмертные люди».

    Гуманистическая вера в человека — это и есть «мертвая» и незыблемая идея стихотворения.

    Пожелаем автору этого стихотворения здоровья и удач в жизни!»

    http://www.zperorusi.ru/2009/smotrrec.php
    http://clinic.ingenia.ru/viewtopic.php?p=18242#18242

    Валентина Пешкова, канд. пед. наук, доцент Адыгейского государственного университета

    Благодарная Россия признала Леонида Глазкова лучшим ее певцом!

  4. Леонид Глазков участвовал в конкурсе “»ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ» и стал его лауреатом. Я написала рецензию на стихотворение «Мертвое море» 19 мая 2009 года. Вот она.

    Природа и Бог – как два Начала – любимая тематика поэтов, чья методология есть метафора и символизм. Неукротимая сила Вечной Жизни, частью которой выступает Смерть – эта идея вбирает в себя палитру образов, нанизанных как бусы в мелькающей череде ее Природных Сил.
    Жизнь во всех ее проявлениях – сквозная тема произведений Леонида Глазкова. Ухватить смысл Жизни, остановить уходящий призрачный Мир – является главной идеей стихотворения. Не остановиться самому, не застыть, преодолеть соблазны и не быть рабом своих страстей. Именно таким Вершителем судьбы предстает перед нами величавый образ Мертвого моря, который порождает все Живое, растит его и убаюкивает, а затем сминает, распинает и поглощает. Растворяет каменной своей водой и навечно сохраняет…
    Только Мертвое море готово к Вечности. Все остальное – пустая череда на фоне всех его Начал. Все вышло из Него, и все в Него возвращается.
    Охвачен сумерками Мир – «как трещина, зазор между мирами, граница между днем и ночью».
    Символизм и метафора стихотворения Леонида Глазкова «Мертвое море» – потрясает.
    Ничто не должно нарушать покой души миров.
    Бог есть человек «по образу и подобию Бога», «люди – смертные Боги, а Боги – бессмертные люди». Или лестница между мирами…
    Гуманистическая вера в Создание, Жизнь и Смерть – это и есть «живая» и «мертвая» незыблемость Творца и Мироздания.

    Благодарная Россия признала Вас лучшим ее певцом!
    http://www.peshkova-val.narod.ru/

    Валентина Пешкова, канд. пед. наук, доцент Адыгейского государственного университета, Россия

  5. Большая утрата. Просто не верится и слов нет. Скорбим…и мы, и наши дети, и знакомые и друзья из Астрахани , Израиля , и Германии .

Обратные ссылки

Ваше мнение

Отслеживать

Get every new post delivered to your Inbox.

Join 448 other followers

