Слово раввина: недельная глава Торы «ТЕЦАВЕ» (תְּצַוֶּה)

20 — «ТЫ ЖЕ ВЕЛИ СЫНАМ ИСРАЭЙЛЕВЫМ, ЧТОБЫ ОНИ ДОСТАВЛЯЛИ ТЕБЕ ЕЛЕЙ ЧИСТЫЙ»

Комментарий раввина.  tetsave  Очередную главу Торы комментирует Лев КАЦИН — раввин, наставник в одной из иешив Нью-Йорка, издатель газеты «Еврейский мир». «Первосвященник с «хошен» и левиты».

Шемот 27:

 (20) Ты же вели сынам Исраэйлевым, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно. (21) В шатре собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, да устроит его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред Господом. Это устав вечный для поколений их от сынов Исраэйлевых.

ХОРОШИЙ МЕНЕДЖЕР Как добиться желаемого, воплотить в жизнь идеи, планы, мечты? Ответ на этот вопрос важен для каждого из нас, однако эта тема вызывает профессиональный интерес у руководителей предприятий и компаний. Какие качества необходимы преуспевающему менеджеру? Как определить, что руководитель предприятия выполняет свои главные функции? Представьте себе, что мы собрали всех начальников отделов большой компании. Мы хотим проверить, смогут ли сотрудники успешно функционировать и без них. Некоторые отделы продолжили работать в отсутствие начальника, в то время как работа других была нарушена. Какой руководитель лучше: тот, без которого можно обойтись, или тот, кто оказался незаменимым? Этот вопрос я услышал от лектора, читавшего курс менеджмента в США. Нет ничего удивительного в том, что многие сотрудники компаний, в том числе и занимающие руководящие посты, зачастую стремятся доказать свою незаменимость. Они утверждают, что без них отдел или компания просто не смогут существовать. Возможно, что подобные руководители были бы искренне удивлены, узнав, что, по мнению американских специалистов менеджмента, их следует немедленно уволить. Почему? Да потому, что главная задача менеджера состоит не в том, чтобы организовывать, а в том, чтобы дезорганизовывать! Не понимаете сказанного? Дело в том, что как в жизни, так и в бизнесе все течет и все изменяется. Конкурентная борьба и постоянно меняющиеся обстоятельства на маркете заставляют компании думать о будущем — как выжить, как преуспеть? Настоящий руководитель обязан предвидеть будущее. Он просто не может, не имеет права быть занятым исключительно каждодневными и тривиальными проблемами сегодняшнего дня. Ибо компания, не имеющая видения будущего, останется в прошлом — не выдержит конкуренции и выйдет из бизнеса. О том, как важно представить себе картину будущего успеха, писал Дэйл Карнеги в своем бестселлере «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Когда один бедняк задумал реализовать свою мечту и стать хозяином большого отеля, он повесил на стену своей маленькой комнатушки картинку нью-йоркского небоскреба и решил: «Так будет выглядеть мой отель». Одна из крупнейших гостиничных компаний мира носит по сегодняшний день его имя: «Мэрриот Отель».

КТО СДЕЛАЛ МЕНОРУ? «Смотри и делай по образцу, какой тебе показан на горе» (Шмот, 25,40). С этими словами Всевышний обратился к Моисею, указывая ему изготовить Менору. Почему в Торе сказано кажущееся, на первый взгляд, лишним слово «смотри»? Раши поясняет: «Смотри здесь, на горе, на образец, какой Я показываю тебе». Это говорит о том, что Моисей затруднялся в изготовлении Меноры, потому Всевышний показал ему светильник в огне». То, какой должна быть Менора, описано в Торе во всех деталях. Однако по сегодняшний день существуют разночтения о форме семисвечника в Храме. Казалось бы, Всевышний показал Моисею образец Меноры для того, чтобы он знал, какой именно формы она должна быть. Однако, как оказалось, Моисей столкнулся со многими сложностями. Менора, символ единства еврейского народа, должна была быть изготовлена из одного куска золота. Ее нельзя было собрать из разных частей. «И сделай светильник из золота чистого; чеканный будет сделан светильник» (Шмот 25, 31). Почему в начале предложения сказано «сделай», а в конце — «будет сделан»? Потому Раши поясняет слова «будет сделан светильник»: «Сам по себе. Поскольку Моисей затруднялся, то Всевышний сказал ему: «Брось кусок (золота) в огонь, и Менора будет сделана, возникнет сама по себе. Поэтому не написано «сделай ты» (но «будет сделан»).

СИЛА МЕЧТЫ Конечно же, Раши приводит надежные источники, Мидраши — комментарии мудрецов Талмуда. Не кажется ли вам, что Раши противоречит себе? Всевышний уже знал, что Моисей не сможет изготовить Менору, и она чудесным образом «будет сделана», так зачем же было показывать ему образец Меноры и говорить: «Смотри и делай»? Ребе из Гур поясняет в своей книге «Сфат Эмет»: «Для того, чтобы что-то сделать, или для того, чтобы «было сделано», необходимо смотреть!» Видение человека является той движущей силой, которая направляет его действия. Мы понимаем: все, что дано человеку, — это начать свое дело, однако финал задуманного в руках Всевышнего. Человек может планировать, мечтать и прилагать усилия, помня, что «человек предполагает, а Б-г располагает». Даже тогда, когда человек уже сделал все, что мог, и не в его силах завершить задуманное, он должен помнить, что его видение будущего обладает огромной созидательной силой. Нет, вы не ошиблись: одна его мечта, одно стремление, даже не подкрепленное действием, продолжают приводить в движение духовные силы созидания. «Ничто не устоит перед лицом желания», — учили нас мудрецы в «Поучениях отцов». Всевышний показал Моисею образец Меноры, чтобы тот знал, о чем мечтать, о чем молить и что видеть перед своими глазами. Потому Всевышний и сотворил Менору в соответствии с желанием, видением Моисея.

СЛОВА МОЛИТВЫ «Зачем мне повторять слова молитвенника, — спрашивают многие в начале своего пути к Торе? — Если уж я и захочу обратиться к Б-гу, то почему не сделать это своими словами?» Пророки и мудрецы оставили нам молитвенник — лестницу в небо, по которой может взойти человек. Они определили для нас великие ценности духа, ради которых имеет смысл жить и умирать. Мы можем «смотреть» на те идеалы добра, которые оставили нам наши предки, и учиться мечтать о выздоровлении больных, пропитании бедных, сокрушении зла, возвращении евреев из изгнания, строительстве Иерусалима и мире для народа Израиля. Прежде чем обратиться со словами молитвы ко Всевышнему, следует спросить себя: что я хочу — и внутренне «увидеть» то, к чему стремимся.

ПОЖЕРТВОВАТЬ СВОЕМУ НАРОДУ Для строительства Мишкана — Храма в пустыне и для одежд служителей Храма коаним были необходимы различные материалы. Всевышний обратился к Моисею с призывом собирать пожертвования с евреев. В Торе приводится список тринадцати необходимых материалов: «И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; и синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть. И кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, елей для светильника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника». (Шмот, 25, 1-7). Золото и другие материалы евреи взяли с собой из Египта в качестве оплаты своего каторжного труда. Откуда они могли достать драгоценные камни, необходимые для одежд первосвященника — коэн гадоль? Орех Хаим приводит в своем комментарии мнение Талмуда, о том, что несиим — лидеры колен Израиля удостоились чуда в Синайской пустыне. Облака славы наградили их драгоценными камнями! Рабби Гедалья Шор объясняет, что это стало наградой руководителям народа за их великое желание дать драгоценные камни для одежд служителей Храма. Евреи уже дали все, что могли, но этих камней нигде не могли найти. Лидеры колен продолжали мечтать, надеяться и молиться. И тогда произошло чудо — камни нашлись! Значит ли это, что каждое наше желание обязательно будет исполнено? Ведь не всегда все, что мы хотим, для нашей же пользы. Но если то, о чем мечтает человек, посвящается Храму, приносится в жертву для своего народа, то это место в Торе вдохновляет нас: смотри и делай

Шемот 30 (Мафтир):

(8) И когда зажигает Аарон лампады в сумерки, он будет курить им. Это курение постоянное пред Господом в роды ваши. (9) Не возносите на нем иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного; и возлияния не возливайте на него. (10) И совершать будет Аарон над рогами его искупление однажды в год; кровью очистительной жертвы искупления будет он однажды в год совершать искупление на нем в роды ваши. Пресвят он Г-споду.

Полный текст 20-й Недельной главы читайте тут: русский иврит פרשת השבוע

Читайте все выпуски комментариев Недельной главы Торы

2 комментария to “Слово раввина: недельная глава Торы «ТЕЦАВЕ» (תְּצַוֶּה)”

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: