Слово раввина: недельная глава Торы «ВА-ЙАКХЕЛЬ» (וַיַּקְהֵל)

22A — «И СОБРАЛ МОШЕ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИСРАЭЙЛЕВЫХ, И СКАЗАЛ ИМ: ВОТ СЛОВА, КОТОРЫЕ ВЕЛЕЛ Г-СПОДЬ ИСПОЛНИТЬ»

Комментарий раввина.  372px-Tissot_Bezalel

 Очередную главу Торы комментирует Лев КАЦИН — раввин, наставник в одной из иешив Нью-Йорка, издатель газеты «Еврейский мир».
В этом году, как и в большинстве «невисокосных»  лет («шана пшута», в котором 12 месяцев), читают сразу две недельные главы «Ва-йакhель» и «Пкудей».


Картина Джеймса Тиссо. «Бецалель».

Шемот 35:

 (1) И собрал Моше все общество сынов Исраэйлевых, и сказал им: вот слова, которые велел Г-сподь исполнить: (2) Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Г-споду; всякий, производящий в оный работу, предан будет смерти. (3) Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы.

(4) И сказал Моше всей общине сынов Исраэйлевых так: вот что повелел Г-сподь, сказав: (5) Соберите у себя приношения Г-споду; всякий добросердый пусть принесет его, это приношение, Г-споду: золото и серебро, и медь; (6) И синету, и багряницу, и червленицу» и виссон, и козью шерсть, (7) И кожи бараньи красные, и кожи тахашсвые, и дерево шиттим. (8) И елей для освещения, и благовония для елея помазания и для благовонных курений. (9) И камни ониксовые, и камни вставные для эйфода и наперсника. (10) И всякий мудрый сердцем из вас пусть придет и сделает все, что повелел Г-сподь: (11) Скинию, шатер ее и покров ее, крючки ее и брусья ее, засовы ее, столбы ее и подножия ее, (12) Ковчег и шесты его, крышку и полог для завесы; (13) Стол и шесты его, и все принадлежности его, и хлебы предложения, (14) И светильник для освещения, и принадлежности его, и лампады его, и елей для освещения; (15) И жертвенник курения, и шесты его, и елей помазания и благовонные курения, и занавес дверной ко входу скинии; (16) Жертвенник всесожжения и решетку медную к нему, шесты его и все принадлежности его, умывальник и подножие его; (17) Завесы двора, столбы его и подножия его, и завесу у входа во двор; (18) Колья скинии и колья двора, и веревки их; (19) Одежды служебные для служения во святилище и священные одежды Аарону, священнику, и одежды сынам его для священнодействия. (20) И вышла вся община сынов Исраэйлевых от Моше.

ПРОБЛЕМЫ — ЗА ДВЕРЬ!

— Входя в класс, учитель должен думать, какое впечатление о нем останется после того как он выйдет из класса! — сказал израильский психолог Дов Эстрин, обращаясь к педагогам «Синай Академи» в Бруклине. — У каждого из нас могут быть свои проблемы и настроения. Однако в тот момент, когда учитель входит в класс, он должен оставить свои проблемы за дверью. Хороший педагог не заставляет, а вдохновляет своих учеников…

Умение поддерживать настроение и мотивировать сотрудников необходимо любому руководителю. Трудно переоценить значение хорошего настроения в семейной жизни. Подобно учителю, муж «начинается» с того, как он входит в дом. Неприятности на работе могут испортить настроение, но, входя в дом, муж должен научиться оставлять свои проблемы за дверью.

В момент бракосочетания муж принимает на себя три обязанности, зафиксированные в брачном договоре — «Ктубе»: кормить, одевать и радовать свою жену. На нем лежит обязанность создавать теплую и радостную атмосферу в семье. Жена, кончено же, должна ему в этом помогать…

«Когда ваши шли туда, то наши уже шли обратно!» — мог бы в шутку ответить психологу ветеран еврейского образования Америки рав Илай Шворц. Полвека (!) проработал он директором иешивы «Каменец» в Бруклине и посвятил еще пятнадцать лет своей жизни профессиональному росту учителей «Синай Академи». Рав Шворц — воспитанник легендарного рава Менделовича, основателя системы еврейских школ Америки «Тора уМесора». Наставляя преподавателей, рав Шворц любит обращаться к нашей недельной главе.

«Моисей собрал всю общину…» и говорил о соблюдении шаббата и строительстве Мишкана — Храма в пустыне (Шмот 35:1). Но почему же несколько предложений спустя в Торе сказано: «И вышла вся община… от Моисея» (Шмот 35:20)? «Если евреи пришли к Моисею, то само собой разумеется, что они от него же и вышли! — говорит рав Шворц. — Чему учит нас Тора, подчеркивая, казалось бы, ненужное: «И вышла вся община… от Моисея»? Тому, что те, кто пришли к Моисею, удостоились выйти от него обновленными людьми. Общение с Моисеем произвело на них такое впечатление, что Тора подчеркнула — они вышли ОТ МОИСЕЯ! Эти слова — назидание каждому из нас. Нам следует думать о том, какое впечатление мы производим на окружающих людей, на наших друзей и, может быть, самое главное — на наших детей.

Отмечая праздник Свободы, мы рассказываем детям историю Исхода. В пасхальной Агаде упоминаются четыре сына, каждый из которых задает свой вопрос и удостаивается получить для себя ответ. Первым вопрошает мудрый сын (хахам): «Каковы… законы, которые заповедовал нам Всевышний?». «Скажи ему, что нельзя есть после афикомана (последнего кусочка мацы)», — отвечает Агада.

Почему мы рассказываем мудрому сыну о самом конце пасхального вечера, о том, что нельзя есть после последнего кусочка мацы? Разве не лучше было бы рассказать ему о начале Седера — символе свободы — маце и символе рабства — горькой траве марор?

Мудрецы объясняют, что мы не едим после последнего кусочка мацы для того, чтобы сохранить вкус мацы во рту. Как долго следует сохранять вкус хлеба свободы? В духовном смысле мы хотели бы ощущать вкус свободы до следующего праздника Песах. Мудрому сыну мы можем сказать, что Песах нужно провести так, чтобы сохранить впечатления о празднике на весь год!

Собрав общину народа Израиля, Моисей говорил о субботе и Храме. Суббота — это Храм времени. Важно, как мы в него входим, встречая субботу Кидушем. Но, может быть, еще важнее, как мы из него выходим, провожая субботу Авдалой, сохраняя впечатления святости времени, которые берем с собой в будни.

Если вы были в Иерусалиме, то видели, как люди пятясь отходят от Стены Плача. Важно, с каким чувством еврей подходит к месту, на котором когда-то стоял Храм, но еще важнее, как он отходит от Стены Плача, унося с собой впечатление о святости.

Главным инструментом нашего влияния на окружающий мир являются те впечатления, которые мы на него производим. Почему Всевышний сначала сотворил свет, а потом сокрыл его? Потому что Всевышний творил мир впечатлением, которое свет оставил после себя. Так же и человек, сотворенный по образу и подобию Творца, проявляет свои творческие силы во впечатлениях, которые он оставляет после себя. Не только произведения искусства, книги, фильмы или музыка, но и наши дела и слова оставляют впечатления в душах людей и творят мир!

Шемот 38 (Мафтир):

(18) Завеса же ворот двора узорчатой работы из синеты и багряницы, и червленицы, и крученого виссона в двадцать локтей длиною, а вышиною, при ширине в пять локтей, соразмерно завесам двора. (19) И столбов к тому четыре, и подножий к ним четыре из меди; крючки у них серебряные и обложение верхов их и связи их из серебра. (20) Все же колья для скинии и вокруг двора из меди.

Полный текст 22А-й Недельной главы читайте тут: русский иврит פרשת השבוע

Читайте все выпуски комментариев Недельной главы Торы

Advertisements

2 комментария to “Слово раввина: недельная глава Торы «ВА-ЙАКХЕЛЬ» (וַיַּקְהֵל)”

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: