Новости “Семи искусств”

ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ: «ПОСЛЕДНЕЕ РАВЕНСТВО – НЕБЫТИЕ» 

Верующие евреи не оставляют своим соплеменникам даже возможности считать себя евреями, если они не принадлежат иудаизму, если они агностики или атеисты. В этом большая ограниченность. Мои соплеменники могут меня вычеркнуть из списка евреев, но я для всего остального мира не перестану быть еврейкой.

Зоя Мастер

На днях Людмиле Улицкой исполнилось 70 лет. За последние три года мне удалось дважды побеседовать с Людмилой Евгеньевной, и сегодня я хотела бы предложить читателям журнала вопросы и ответы из этих двух интервью, объединённые в один текст.

Людмила Улицкая – писатель, драматург, лауреат Русского Букера, премии Большая Книга, зарубежных премий Медичи и Пенне, автор, чьи новые книги никогда не проходят незамеченными. Они могут вызывать споры, хотя вовсе не ставят своей целью определение истины в последней инстанции. Несомненно одно – вольно или невольно они заставляют задуматься, взглянуть на мир и на себя другими глазами, засомневаться в привычном восприятии того, что до прочтения воспринималось как данность. Вот об этом и о многом другом – предлагаемое интервью.

— Людмила Евгеньевна, Вы начали печататься в довольно зрелом возрасте. Может, поэтому, путь в «толстые» журналы и российские издательства не был лёгким. Что тогда, в самом начале профессиональной писательской карьеры, придавало Вам уверенность в своих силах, таланте и профессионализме?

— Путь в журналы был не столько тяжёлым, сколько долгим. А никакой уверенности у меня и не было. И сейчас нет. Всегда – по тонкому льду. Карьеры я писательской не строила, никогда – всерьез. Всегда – чувство игры.

Жизнь моя так сложилась, что ни в чем я не чувствую себя профессионалом, всюду – что бы я ни делала – не покидает чувство, что я пробую что-то новое и неизвестное. Мой муж, замечательный художник, всегда про себя говорит: «Я — начинающий художник». И я очень хорошо понимаю, что он имеет в виду.

Я профессионалов очень люблю, восхищаюсь, когда человек делает свое дело на высшем уровне, вне зависимости от того, что именно он делает: двор метет или еду готовит. А уж если он врач, то восхищению моему вообще нет предела… Что касается писателей, то есть совершенно формальное определение профессии: если вы кормитесь от Ваших трудов, то ваш труд может считаться профессиональным. Но в нем совершенно не заложено определения качества этого труда. И, к сожалению, мы довольно часто сталкиваемся с профессионалами, которые плохо владеют своей профессией…    Читать полностью »

ИСТОРИЯ С ТРАЕКТОРИЕЙ

Странная все-таки наука – история. Казалось бы: что кардинально нового может она преподнести? И все же, выкидывает иногда коленца! Приоткрывает завесу — нате мол, владейте! Участником одного из подобных ее откровений, когда пребывавшее в тени вдруг ярко высвечивается, случилось и мне недавно стать.

Александр Богданов

I

Два имени прочно связаны с космонавтикой. Константина Эдуардовича Циолковского российская история в мое время иначе, как основоположником и теоретиком практической космонавтики не называла. Чуть менее знаменит Юрий Васильевич Кондратюк: его называли украинским родоначальником космонавтики. «Трасса Кондратюка» для полета на Луну – термин в науке устоявшийся. Именно по ней летали американцы. После триумфального завершения экспедиции «Аполлон а-11» руководитель этого проекта доктор Лоу раскрыл некоторые подробности решения грандиозной задачи. В одном из интервью он признался: «Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Автор ее обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны — старт на Луну с орбиты — возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем — полет на Землю». Это имя можно прочесть в Аламагордо, в зале славы Космического музея НАСА…

Личность Юрия Кондратюка малоизвестна даже на родине. Фактически только начиная с 1997 года, года 100-летия со дня рождения, о нем активно заговорили. Несмотря на то, что его имя носит Полтавский национальный технический университет; памятник ему установлен возле музея авиации и космонавтики; на здании Полтавского педуниверситета — мемориальная доска; в Камне-на-Оби на набережной — гранитный памятник; в Москве, Новосибирске, Полтаве, Санкт-Петербурге на домах, где он жил и работал, открыты мемориальные доски; этим именем названы улицы и площади; памятник создателю «Спирали Кондратюка» установлен на мысе Канаверал, — факты биографии его скудны и противоречивы. За что же отмечен он? За строками биографии – множество загадок.

Начнем с того, что настоящий Георгий (Юрий) Васильевич Кондратюк не имел никакого отношения ни к космосу, ни к технике вообще. Он родился в Луцке 8 сентября 1900 года. В Киев, в коллегию Павла Галагана на Фундуклеевской, Юру привезли с Волыни. Здесь способных молодых людей, не имевших средств, готовили к поступлению в университет святого Владимира. В 1919 году Кондратюк туда и поступит на юрфак. Однако к занятиям не приступит — заразится туберкулезом и 1 марта 1921 года умрет от чахотки. Чьи же заслуги в области космонавтики (и не только!) отмечает которое уже поколение современников?..    Читать полностью »

БЫТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ – КРАСИВО

Разве что по явному недоразумению Чехов проник в ряды классиков, одобряемых советской властью, и его крамольные сочинения включались в школьные программы. Хотя та же «Каштанка» совсем не подружка тургеневской  Му-Му» с надсадной жалостливостью благородного барина Ивана Сергеевича, изредка наезжавшего в Россию из Парижа, но оттуда, издалека, очень любившего и своих, и своей матери крепостных, и вообще – именно вообще – народ-страдалец.

Надежда Кожевникова

Не знаю, нужно ли, возможно ли пытаться определить менталитет своих соотечественников, да и как его вычислять, по месту ли проживания, по принадлежности к тому или другому поколению, или же по вкусам, интересам, профессиональным навыкам? Тут больше вопросов, чем ответов. А если всего важнее гены, порода, как, скажем, у собак?

Признаться, я лучше понимаю собак. Да и они, кстати, тоже хорошо меня понимают. Тогда выскажу по опыту общения с собаками, сделанное мною, возможно, кого-то шокирующее открытие. Это неправда, что дворняжки умнее, смышленее породистых. Отнюдь. Знаменитый рассказ Чехова «Каштанка», как всё у этого автора, имеет скрытый, глубинный смысл, и вряд ли тот, что воспринимается с полным доверием большинством читателей. Что, кто есть персонаж по имени Каштанка? Народный характер в Каштанке замечательно воплощен, тут нет сомнений. Но в чем же его суть? Каштанка – символ преданности не столько своему хозяину, которого, несмотря на побои, унижения, она всем предпочитает, сколько привязчивости к той среде обитания, где она чувствует себя наиболее комфортно.

Чехов эту среду отлично знал и без всяких прикрас живописал, никаких иллюзий не испытывая ни в отношении народа, ни интеллигенции, что руководствуясь наилучшими побуждениями, самих себя не щадя, прежнее вознамерилась разрушить, а вот что на тех руинах построить – об этом с удивительным легкомыслием не задумывалась.

То, что, новый, добрый, сердобольный хозяин Каштанки работал в цирке клоуном, тоже весьма символично. Чехов в каждой детали своих сочинений обнаруживал как снайперскую точность, так и дар предвидения. Поэтому, при кристальной ясности стиля, не допуская никакой зауми, он был и остался одним их самых загадочных писателей. Куда проще оказалось понять романы Достоевского, Толстого, с их воспарениями в философские высоты, религиозные изыскания, психологические дебри-бездны, чем короткие рассказы Чехова, где всегда ставится беспощадный диагноз, как на приеме у опытного врача, которому пациенты предпочитают не верить…    Читать полностью »

ЯКОВ АРОНОВИЧ КОСТЮКОВСКИЙ. 23.08.1921-11.04.2011

С 1963 года Яков Аронович объединяет свои творческие усилия с поэтом и драматургом М.Р. Слободским. И.А. Пырьев, кинорежиссер, народный артист СССР, любивший их эстрадные интермедии, рекомендует авторов кинорежиссеру Л.И. Гайдаю. Этот творческий триумвират подарил кинематографу три лучшие кинокомедии советского времени. 

Светлана Богданова

Один из виднейших писателей-сатириков и кинодраматургов. В соавторстве с Владленом Ефимовичем Бахновым писал сатирические стихи и юморески, отличавшиеся высоким литературным уровнем, остротой, свежестью содержания.

Авторы сотрудничали с виднейшими артистами эстрады, готовили для них целевые программы, злободневные, остро ставившие актуальные вопросы: для дуэта конферансье Ю.Т. Тимошенко и Е.И. Березина (известны под псевдонимами Штепсель и Тарапунька), для парного конферанса Л.Б. Мирова и Е.П. Дарского (а позднее М.В. Новицкого), для артистов А.И. Шурова и Н.Н. Рыкунина. Многие годы они печатались в журнале «Крокодил». Дуэт Костюковского и Бахнова просуществовал до 1963 года. Их последняя совместная работа – сценарий к кинофильму режиссера В.Д. Дормана «Штрафной удар» (1963). В этой ленте дебютировал как киноактер В.С. Высоцкий…

Интервью состоялось осенью 2010 года, за полгода до кончины Якова Ароновича…  Читать полностью »

Реклама

One Comment to “Новости “Семи искусств””

  1. «Верующие евреи не оставляют своим соплеменникам даже возможности считать себя евреями, если они не принадлежат иудаизму, если они агностики или атеисты.» НЕПРАВДА!!!

    Среди МНОГИХ КОНТРПРИМЕРОВ: http://www.machanaim.org/philosof/kook/ph5.htm
    Пинхас Полонский «Проблема религиозной терпимости в учении РАВА КУКА»

    1. Определение понятия терпимость в учении Рава Кука
    2. Терпимость на примере отношения к атеизму- важность сомнений
    3. Терпимость на примере отношения к нерелигиозному сионизму и универсальному космополитизму
    4. Терпимость по отношению к нерелигиозному сионизму
    5. Терпимость как основа единства народа
    6. Рав Кук о современном поколении

    Одна из многих релевантных цитат: «если есть какое-то общественное движение среди евреев, то даже если оно по каким-то пунктам выступает против иудаизма, не следует отмежевываться от этих людей и их взглядов, считать, что они плохие люди, предают традицию, отдаляются от еврейства и т.д. Наоборот, следует рассмотреть корни и духовные движущие силы этого движения, найти ту Божественную искру, которая заключена в нем и которая притягивает к этому движению еврейские души».

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: