Рерих в Израиле

ОЧАГ ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОЗИДАТЕЛЬНОЙ КРАСОТЫ 

rerih1000DSC_0742 (Medium)

Одесский Дом-музей имени Николая Рериха в Израиле 

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

ПОЧИТАНИЕ СВЕТА И ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты», — писал Николай Рерих, выдающийся созидатель мировой культуры. Им было создано более 7000 картин, некоторые из которых, находящиеся в престижных музеях мира, ныне оцениваются в миллионы долларов. Литературное наследие Н. Рериха насчитывает более 27 томов.

Философ, ученый, общественный деятель, Николай Рерих стал основателем многих культурных организаций: Музея Допетровского искусства и быта (1911 г.), Музея Русского искусства в Санкт-Петербурге (1915 г.), Института Объединенных Искусств (1921), Международного Художественного Центра «CORONA MUNDI» (1922), Всемирной Лиги Культуры в США. Он — инициатор и автор Международного Договора (Пакта Рериха) об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, подписанного в 1935 году Т. Рузвельтом и представителями Пан-Американского союза в Белом Доме.

Почитание Света и любовь к человеку

Феномен общественного интереса к наследию Рерихов

Первый Музей Николая Рериха был открыт в Нью-Йорке в 1923 году. Он положил начало рериховскому движению в мире, вылившемуся в открытие музеев и художественных галерей имени Рериха во многих странах мира.

Сам феномен появления множества музеев обусловлен общественным интересом к разностороннему творческому наследию Николая Рериха и его семьи.

Труды Николая Рериха и его супруги — Елены Рерих, — гармонично дополняют друг друга. В статье «Художник и провидец» Святослав Рерих писал: «Моя мать была его постоянной спутницей. Философ и автор многих книг, она разделяла с отцом все устремления и принимала участие во всей его работе. Многие из ее мыслей увековечены в его полотнах, много книг он посвятил ей. Так тесно было их творческое общение, что порою очень трудно провести черту, разделяющую их творчество».

Сыновья Рерихов стали достойными продолжателями культурного космоса родителей. Ученый-востоковед и переводчик Юрий Рерих, директор Гималайского Института научных исследований «Урусвати» в Индии, знаток более 30 языков. Он возродил русскую школу тибетологии в Институте Востоковедения Российской академии наук, где работал по возвращении на Родину с 1957 году.

Святослав Рерих ‒ художник, автор более 5000 картин, ученый, выдающийся общественный деятель, Лауреат Международной премии имени Дж. Неру, кавалер орденов «Дружбы народов» и «Падша Бхушан» ‒ высшей награды Индии.

Культура отношений внутри этой семьи по сути претворила в жизнь мировоззренческие установки, изложенные в рериховском учении о Живой Этике. Живая Этика — это то, что открывает человеку путь к Прекрасному в мире и в себе — через познание мудрости законов мироздания, побуждает к самосовершенствованию. Это сочетание жизни и Красоты.

ОБИТЕЛЬ ВСЕХ ВИДОВ ПРЕКРАСНОГО

Одесский Дом-музей имени Николая Рериха

10 марта 2000 года в Одессе, на Большая Арнаутской, открылся Дом-Музей имени Н. К. Рериха. Это один из двенадцати музеев мира, носящих имя выдающегося художника, и единственный в Украине.

У истоков создания Музея Рериха в Одессе стояли ученики мастера — художник Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993) и профессор-индолог МГУ Наталья Сазанова (1932-2006). Основатель Дома-Музея — Елена Петренко, врач, рериховед. Она разработала проект экспозиции музейного пространства. В здании, приобретенном для этой цели на средства благотворителей, сотрудниками музея была проведена реконструкция помещения. Первоначальную основу музейного фонда составили картины, этюды, наброски; архивные материалы: автографы семьи Рерихов, рукописи воспоминаний, дневники, письма, редкие фотографии, переданные Борисом Смирновым-Русецким Елене Петренко, а также прижизненные издания книг Елены Рерих и Учения Живой Этики на многих языках мира.

Некоторое время спустя супруга Смирнова-Русецкого — художница Вера Яснопольская (1916-1996) — передала музею свои работы, работы мужа и акварели своего наставника — всемирно известного акварелиста Артура Фонвизина (1882-1973).

Ныне в фондах Одесского музея находится более двадцати коллекций от дарителей. Это живопись, иконопись ( как разновидность живописи), графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, редкие издания книг, альбомов, каталогов.

В целом концепция постоянной экспозиции и деятельности Одесского музея соответствует рериховскому представлению о Музее как таковом: «Люди произносят слово «Музей» и остаются далеки от мысли, что Музей есть Музейон, по-гречески, Дом Муз. Обиталище всех Муз прежде всего является символом Объединения. <…> Прежде всего, Музейон есть обитель всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их».

Всею своею деятельностью Одесский Дом-музей имени Николая Рериха старается воплотить именно это, рериховское представление о музее как выставочном, научно-исследовательском и издательском центре. Ежегодно здесь проходят международные научно-практические конференции, работают всевозможные студии, собирается литературная гостиная, осуществляется межкультурное сотрудничество. Так претворяется общекультурный синтез, в котором несомненно нуждается современная цивилизация.

ОРУЖИЕ СВЕТА

Деятельность Одесского музея имени Рериха в Израиле

С 1923 по 1928 гг. Рерих возглавлял Центрально-Азиатскую экспедицию -крупнейшую экспедицию 20 века — по уникальную по своему маршруту и собранным археологическим, этнографическим материалам, найденным манускриптам, лингвистическим разысканиям. Рерихом были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи», создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи». С тех пор горный массив Тибета стал для Рериха-художника источником вдохновения, эстетического наслаждения и познания. Один из тибетских манускриптов неожиданно подводит читателя и к Иерусалиму. Согласно «Тибетскому евангелию» Иисус до выхода на проповедь в Палестине жил в Индии и Тибете. Апокрифические тексты нередко достаточно вольно трактуют каноны. Но само существование такого текста культурно связывало Индию с Иерусалимом, побуждая к изучению иудаизма как религии дохристианской. В Иерусалиме Рерих никогда не был, но возможно, как и многие его великие современники, ощущал его как духовный центр, соединяющий явления мировой культуры.

В 2011 году Одесский дом-музей имени Николая Рериха учредил в Израиле филиал Одесского института Лиги Культуры и социального содружества. Ежемесячно в Израиле читаются лекции о жизни и творчестве Рерихов и по различным аспектам культуры (сотрудники в Израиле — Ольга Леонова и Лилия Владимирская). Дважды в год издается международный журнал «Лига Культуры» ( Украина — Израиль). В основе общей концепции журнала — мысль Рериха о синтезе искусств и науки. В издании около десятка рубрик с цветными иллюстрациями. На обложке — международный знак Знамени Мира и Культуры, предложенный Н. К. Рерихом, графика художника «Город Леденец», а на обороте — графическое изображение Иерусалима.

Рериховские мероприятия этого года прошли в Бат-Яме, Тель-Авиве, Ришон ле-Ционе, Иерусалиме. Среди них — представления журнала «Лига Культуры» (главный редактор — Татьяна Слонимская, Израиль), прокат документального фильма Валерия Шатина «Время собирать камни…» (2005 г.). Снятый к 70-летию подписания «Пакта Рериха», фильм рассказывает о событиях той эпохи и этапах их осмысления выдающимся мыслителем, подтолкнувших Рериха к созданию Пакта. Только мужество идеалиста позволило Рериху преодолеть все трудности реальной политики того периода. Разве это и сегодня не актуально для человека культуры?

Среди недавних мероприятий можно отметить проведенные директором Одесского музея Еленой Петренко вечера-презентации многочисленных изданий из серий книг музея, таких как «Наследие семьи Рерихов», «Коллекции. Коллекционеры», «Содружество», «Буддика», «Индика. Бхарата», «Архивы. Исследования», «Картины Н. К. Рериха», «Каталог выставки Одесского Дома-музея имени Н. К. Рериха». Большой интерес вызвало представление материалов музыкальных семинаров, проводимых при сотрудничестве с Национальной государственной музыкальной академией им. А. Неждановой (Одесса) и сборников международных рериховских конференций, организуемых Одесским музеем.

В июне этого года Еленой Петренко в дар Иерусалимской бибилиотеке были переданы книги из серии «Наследие семьи Рерихов» («У черты», «Письма Н. К. Рериха с курорта Бад-Нойенар», «Произведения Н. К. Рериха на открытых письмах Святой Евгении», «Святослав Рерих», монография искусствоведа Натальи Порожняковой «Мистерия самопознания»), издания из серии «Архивы. Исследования»: «Констанс Вахтмейстер. Воспоминнания о Е. П. Блаватской и «Тайной Доктрине» , «Письма Наталии Дмитриевны Спириной», «Письма Павла Федоровича Беликова», а также книги «Юрий Рерих. Статьи. Воспоминания» (серия «Буддика»), «Картина Н. К. Рериха «Сострадание» (серия «Картины Н. К. Рериха»), «Алтай Бориса Смирнова-Русецкого» (серия «Коллекции. Коллекционеры»). Автор-составитель этих изданий — директор музея Елена Петренко. Нельзя не отметить эвристическую ценность и полиграфическую культуру этих изданий, ныне находящихся во многих престижных библиотеках мира.

В программу этого года вошла и передвижная выставка акварелей, выполненных Заслуженными художниками Украины Анатолием и Галиной Кравченко. Некоторые из работ акварелистов имеются в постоянной экспозиции Одесского музея. Натюрморты и пейзажи Анатолия и Галины Кравченко уже экспонировались в Бат-Яме и Ришон ле-Ционе.

7 июля выставка «Феерия путешествий» откроется в выставочном зале Иерусалимской Русской библиотеки, а в сентябре «Феерия путешествий» из Иерусалима последует в Хайфу.

Культура есть спасение

Союз Украины и Израиля, скрепленный лигой культур, ныне переходит на качественно иной уровень, вектор которого проложен «в русле Живой Этики».

«Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Стук сердца движет творчеством, создавая культуру во спасение — оружие Света. В этом — суть рериховского движения в мире, суть, совпадающая с метафорой нашей Земли Обетованной.

В галерее вашему вниманию представлены картины Анатолия и Галины Кравченко, а также несколько работ самого Николая Рериха, часть экспозиции музея и его внешний вид. Напоминаем: все фотографии кликабельны — нажав на превью-«тарелочки», вы можете увидеть их в полном объеме.

Advertisements

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: