Слово раввина: недельная глава Торы «РЭЭ» (רְאֵה)

43 — «СМОТРИ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЫНЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ»

Комментарий раввина.  

 Очередную главу Торы комментирует Лев КАЦИН — раввин, наставник в одной из иешив Нью-Йорка, издатель газеты «Еврейский мир».


Фото: Вид на гору Гризим. Автор: Наталия Палант

Дварим 11:

(26) Смотри, я предлагаю вам ныне благословение и проклятие: (27) Благословение, если послушаете заповедей Г-спода, Б-га вашего, которые я заповедую вам сегодня, (28) А проклятие, если не послушаете заповедей Г-спода, Б-га вашего, и совратитесь с пути, который Я заповедую вам сегодня, чтобы следовать божествам иным, которых вы не знаете.

(29) И будет, когда приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в ту землю, в которую ты вступаешь, чтоб овладеть ею, то дашь благословение на горе Гыризим, а проклятие на горе Эйвал. (30) Они ведь за Ярдэйном, по дороге к заходу солнца, в земле Кынаанийца, обитающего в степи, против Гилгала, близ Эйлонэй Морэ. (31) Ибо вы переходите Ярдэйн, чтобы придти и завладеть землею, которую Г-сподь, Б-г ваш, дает вам, и вы овладеете ею и поселитесь на ней. (32) Соблюдайте же строго все уставы и законы, которые я предлагаю вам сегодня.

КАК СМОТРЕТЬ

 

Почему два человека могут вести себя по-разному в одной и той же ситуации? Например, один пассажир уступит место пожилому человеку, вошедшему в переполненный автобус, а другой — сделает вид, что не заметил его, прикрывшись газетой. Один прохожий постарается остановить распоясавшегося хулигана, а другой — быстро исчезнет, не защитив слабого…

 

У каждого человека есть свобода выбора, и каждый волен поступать по своему разумению, заслуживая своим выбором награду или наказание. Всевышний не благословляет и не проклинает человека, а лишь предлагает сделать свой выбор: «Смотри, сегодня я предлагаю вам благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Всевышнего…, и проклятие, если не послушаете заповедей» (Дварим 11: 26-28). Почему это обращение Торы начитается со слова «смотри»?

 

Возможно, потому, что наш выбор состоит не только в том, какие поступки мы совершаем, но и в том, что мы видим. Два человека могут смотреть на одно и то же, но видеть разное! Поэтому отличаются и их поступки. Так, стакан с водой один видит наполовину полным, а другой — наполовину пустым.

 

Двенадцать разведчиков отправились в Землю Израиля после Исхода из Египта и дарования Торы. Сорок дней смотрели они на одно и то же, но видели разное. Возвратившись к своим, они рассказали об увиденном: десять разведчиков оклеветали Землю, а двое — прославляли ее.

 

Почти сорок лет спустя Моисей умолял Всевышнего позволить ему войти в Израиль: «Дай мне перейти (реку Иордан) и увижу я эту хорошую Землю!» (Дварим 11:25).

 

Тот, кто перейдет реку Иордан, тут же окажется в Земле Израиля и, конечно же, увидит ее. Так почему же Моисей все же просил еще и «увидеть эту хорошую Землю»? Он молил Всевышнего, чтобы Тот помог ему не повторить греха разведчиков и удостоиться увидеть только хорошее в Святой Земле, — пишет Охел Тора. «Смотрите на хорошее в Иерусалиме! (Псалмы 128:5), — призывал царь Давид. — Кто тот человек, что жизни желает, что любит в днях (жизни) видеть хорошее?» (Псалмы 34:13).

 

Искусство жизни заключается в умении видеть хорошее в людях, в Иерусалиме и Израиле. Человек, который сморит на мир с любовью, ищет хорошее в людях. Окружающие чувствуют его любовь и доверие и потому оправдывают его ожидания, раскрываясь с лучшей стороны.

 

Искусство жизни не ограничивается умением видеть хорошее, но так же важно и слышать хорошее. Два человека могут слушать одно и то же, но слышать разное!

 

Моисей отделил три города по эту сторону Иордана, к восходу солнца, чтобы мог бежать туда убийца, который убьет своего ближнего без умысла. Бецер в пустыне, в краю равнин, у сынов Реувена и Рамот в Гиладе у сынов Гада, и Голан в Башане у сынов Менаше

(Дварим 36 41-43)

 

На Восточном берегу Иордана Моисей построил три города, в которых люди, случайно убившие кого-то, могли найти защиту от преследования со стороны близких убитого. Но почему потомки Реувена удостоились того, что на их территории был построен такой первый город-убежище?

 

Мудрецы Талмуда отвечают в трактате «Макот» (10а), что когда братья задумали убить Йосефа:

Давайте пойдем, убьем его, — то Реувен услышал это и спас его. — Мы не убьем его, — сказал им Реувен. — Не проливайте крови. Бросьте его в эту яму, что в пустыне, — сказал он, желая спасти брата и вернуть отцу

 (Берешит 37:20-23).

 

Реувен намеревался вытащить Йосефа из ямы и вернуть его отцу. Но он не успел еще вернуться, как «мидянитяне, торговцы, проходили мимо, потянули и вытащили Йосефа из ямы и продали Йосефа ишмаэлитам» (Берешит 37:28).

 

Братья считали, что Йосеф, подобно негодяю Эйсаву, пытается злословием разрушить семью, потому посчитали, что он заслужил смерти. Лишь Реувен посчитал нужным оправдать и спасти Йосефа. За попытку спасения Йосефа Реувен удостоился того, что на территории его потомков был построен город — убежище, в котором люди могли спасаться от преследования.

 

Но почему именно Реувен решил спасти Йосефа?

 

Когда после смерти Рахели Яаков перенес свою постель в шатер ее служанки Билхи, а не в шатер его матери Леи, Реувен выступил в защиту чести матери, не посчитавшись, однако, с обязанностью проявить уважение к своему отцу Яакову. Руевен опасался, что за этот свой грех его накажут тем, что он не будет больше частью еврейского народа — одним из двенадцати колен Израиля.

 

В дальнейшем, когда Йосеф рассказывал братьям свои сны: «Вот, солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне», — братья завидовали ему (Берешит 37:9) Братья возненавидели Йосефа, услышав, что он хочет возвыситься над ними. Однако Реувен услышал совсем иное: одиннадцать звезд — это одиннадцать братьев, включая меня. Йосеф считает меня своим братом! Вместо того чтобы испытать ненависть и зависть, услышав сон Йосефа, Реувен ощутил в своем сердце братскую любовь, пишет Рав Пам.

 

И когда братья задумали убить Йсефа, Реувен сказал:

Если Йосеф в своих снах считает меня своим братом, то, как я могу не спасти своего брата Йосефа?

(Берешит Раба 84:15)

 

Очень часто конфликты между людьми возникают по недоразумению, из-за того, что один человек слышит то, что хочет услышать, и видит то, что хочет увидеть. Потому так важно научиться «снисходительно судить ближнего» (Завещания отцов 1:6): смотреть на людей и слушать их со снисхождением и любовью.

Дварим 16 (Мафтир):

(13) Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из давильни твоей. (14) И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Лейвит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих. (15) Семь дней празднуй Г-споду, Б-гу твоему, на месте, которое изберет Г-сподь, ибо благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и будешь ты только веселиться. (16) Три раза в году да явятся у тебя все мужчины пред Г-спода, Б-га твоего, на место, которое Он изберет: в праздник опресноков и в праздник седмиц, и в праздник кущей; но пусть не являются пред лицо Г-спода порожнем, – (17) Каждый (пусть принесет) по дару своей руки, по благословению Г-спода, Б-га твоего, какое Он дал тебе.

Полный текст 43-й Недельной главы читайте тут: русский иврит פרשת השבוע

Читайте все выпуски комментариев Недельной главы Торы

Реклама

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: