От Авраама до Моше Даяна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОЛИНЕ САМИЯ, ИЛИ ЮРИСДИКЦИЯ КРИКОМ

AllonТуристический маршрут по восточной части округа Биньямин проходит по 458 шоссе, известному как шоссе Алона. На него можно попасть с шоссе номер 1, повернув по указателю «квиш Алон» в районе Кфар Адумим, или, в другом направлении, с шоссе 60 на 457 в сторону Михмаса, а затем на 458 в сторону Римоним. На севере 458 шоссе переходит в шоссе 508, которое «упирается» в проходящее по Нахаль Тирца 57 шоссе, после чего продолжается под номером 578 и выходит в долину Иордана (к шоссе 90) в районе Мехолы

Марина ВОРОБЬЕВА, иллюстрации — автора

 

Свое название это шоссе получило в честь знаменитого генерала Игаля Алона (настоящая фамилия Алона – Пайкович). В период Войны за независимость он и Моше Даян воевали под командованием Ицхака Саде. После Шестидневной войны 1967 г. Игаль Алон разработал один из первых планов арабо-израильского урегулирования в Иудее и Самарии. По этому плану Израиль должен был аннексировать восточную (безлюдную на тот момент) полосу долины Иордана. При этом под контроль Иордании возвращалась густонаселенная зона Самарии (Шхем, Дженин, Туль-Карем, Калькилия с деревнями вокруг) вплоть до Рамаллы на юге и коридора на Иерихо, связывающего эту зону с Иорданией. Шоссе Алона по плану должно было стать «связующей артерией»

Интересно, что для определения «зоны юрисдикции» арабских деревень израильская комиссия воспользовалась следующим, принятым еще со времен Османской империи, способом: территория, громкий крик с любого места которой был слышен в деревне, считалась принадлежащей деревне и отдавалась арабам; граница проводилась за этой территорией. Много воды протекло с тех пор, и сегодняшняя демографическая картина абсолютно не соответствует гипотетической карте Игаля Алона.

Шоссе Алона ведет нас к небольшой, но плодородной долине — Бикат Самия. Жизнь и процветание этим местам всегда давал полноводный источник – Эйн Самия, благодаря ему долина и сегодня выделяется среди полупустынного ландшафта – она покрыта зеленью.

20130410_17-21-50_Samaria_0152_1600x1200

Припаркуем машину на широкой обочине и поднимемся к одиноко стоящему зданию.20130410_17-23-28_Samaria_0154_1600x1200. Это насосная станция, построенная в период английского мандата над источником Эйн Самия. В двух шагах от дороги можно увидеть характерные захоронения периода средней бронзы (2000-1550 гг. до н.э) Они были исследованы археологами еще до строительства шоссе и с тех пор заметно заросли травой и колючками. Выглядят эти захоронения как колодцы круглого сечения, которые в вертикальном разрезе имеют форму… носка. Вниз спускается прорубленная в камне шахта, которая заканчивается горизонтальным ответвлением-«карманом», в некоторых могилах бывает два таких «кармана». Именно в этих ответвлениях клали труп умершего. Возраст захоронений порядка 4000 лет. Культура, к которой принадлежат «носки» очень мало изучена археологами. Фактически, кроме погребений, неизвестные обитатели долины почти ничего не оставили потомкам.

20130410_17-20-44_Samaria_0147_1600x1200

Одна из находок археологов, сделанных при исследовании «носков» – находящийся сейчас в музее Израиля серебряный кубок, датируемый тем же периодом, что и захоронения – периодом средней бронзы. На нем извиваются изображения двух змей. Известный израильский археолог Игаль Ядин предположил, что змеи «носочной» культуры связаны с мифологией Междуречья, где изображения двух змей соотносили с сюжетом о сотворением мира. Профессор Амихай Мазар, который работал здесь несколько сезонов, предполагал, что в долине, возможно, существовали дополнительные артефакты того же периода (кстати, эпоха средней бронзы  – охватывает эпоху поселения и жизни праотцов еврейского народа в Ханаане) но их и след простыл. 20130410_17-21-12_Samaria_0149_1600x1200Известно, что в ближайшую арабскую деревню на вертолете летал фельдмаршал Моше Даян, большой любитель древностей… В известном израильском анекдоте некий археолог восклицает с раздражением: «Если б я узнал, кто испортил этот объект, я бы ему выбил второй глаз!», намекая таким образом на одноглазого Даяна и его любовь к археологическим находкам. Видимо и здесь без Даяна, имевшего богатейшую частную коллекцию древностей, не обошлось. Местные старожилы вспоминают, что Даян долго переговаривался с деревенским старостой о чем-то важном. Впрочем, верить арабским старейшинам, у которых легенды зачастую заменяют реальность, сложно.

20130410_17-23-48_Samaria_0155_1600x1200Долина Бикат Самия находится у подножья горы Бааль-Хацор .  Про эти места рассказывается в ТАНАХе, (Шмуэль II, 13, 23 – 34). Из Авшалом, сын царя Давида, ходил в район Бааль-Хацор пасти скот. Здесь он отомстил брату своему Амнону за свою обесчещенную сестру Тамар. Это случилось на празднике по случаю стрижки овец в деревне Кфар а-Мелех, т.е. в Царской деревне. Деревня на горе Бааль-Хацор существует и сейчас, и она по-прежнему носит у арабов имя «Кафр Малек» – «Деревня Царя». И вокруг деревни, как и три тысячи лет тому назад, лежат прекрасные пастбища, есть много пресной воды а климат не столь жарок и засушлив, как в лежащей ниже по склонам гор долине Иордана; для выпаса скота эти места хороши круглый год.

Вполне вероятно, что праотец Авраам лично пас скот у подножия Бааль-Хацор еще за семь веков до Давида. Авраам – представитель самой развитой городской цивилизации тогдашней Ойкумены, пришел в Ханаан (достаточно провинциальную страну) из Ура Халдейского (Ур-Касдим), одного из крупнейших городов Месопотамии, в то время находившимся под властью Старовавилонского царства. По дороге в Ханаан Авраам прошел через Харан, древний культовый центр бога Луны Нанны (на территории нынешней Сирии). Авраам селится здесь, в горных районах страны, предпочитая раскинуть свои шатры в безлюдных местах (он явно избегает городской жизни). Сегодня в долине встречаются бедуинские кочевья, чьи шатры и стада коз могут создать вполне удачную аллюзию ко времени Авраама.

После осмотра могил можно подняться вверх и вперед по правому склону долины, так что домик с насосной станцией остается на левой строне20130410_17-21-18_Samaria_0150_1600x1200. По мере продвижения вперед, в сторону разрушенной мельницы, по правую руку остаются многочисленные пещеры.

Впереди, за развалинами древнего моста, виден крупный телль —  холм руин древнего города. В ходе раскопок археологи обнаружили здесь только один культурный слой. Город существовал здесь лишь в период Объединенного Израильско-Иудейского царства, ( X – IX вв. до новой эры), который археологи называют еще «период железа II». С разделением царства Давида и Соломона при Рехаваме на Иудею и Израиль этот город опустел. По предположению профессора Мазара это случилось потому, он оказался в «нейтральной зоне» между двумя новыми еврейскими государствами, а жизнь на «ничейной территории» не сулила в то время (да и сегодня не сулит) ничего хорошего. Жители сами покинули город и разошлись – кто на юг, в Иудею, а кто на север – в Израиль.

Как же назывался этот город? 20130410_17-23-18_Samaria_0153_1600x1200После долгих споров археологи больше всего склоняются к версии того, что это город Бааль Шалиша. Когда юный царь Шауль (первый царь еврейского народа) путешествовал в поисках потерявшихся ослиц, то он прошел через Эрец Шалиша, Эрец Ямини, Эрец Цуф. В Эрец Шалише стоял город Бааль Шалиша, который упомянут во второй книге Царей:

«Пришел некто из Баал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Элиша: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню».

Первые зерна ячменя собирали к Песаху, 20 хлебов и сырые зерна хватило пророку Элише (Елисей) чтобы накормить голодный народ в период страшного голода, обрушившегося на царство Израиля из-за отсутствия дождей.

Возможно, во времена Второго храма здесь находился город Кохлит. Царь из династии Хасмонеев Йоханан Гиркан I, сын Шимона Хасмонея, во время похода против самаритян  воевал с городом Кохлит (Кидушин, 66).

20130410_17-21-46_Samaria_0151_1600x1200

К сожалению, в отличие от древних времен, когда в долине было большое пресное озеро, сегодня на его месте только густая зелень и много деревьев. Еще во времена английского мандата над главным источником Эйн Самия построили насосную станцию, насос откачивал воду, которая по трубам поступала в деревни на горах.

Трудно поверить, но вплоть до ХХ века, то есть до периода английского мандата, на территории всей страны для сбора и хранения воды использовали примитивные водосборники, такие же, как во времена праотцев, или другими словами – просто ямы с водой. Централизованное водоснабжение появилось лишь во времена британского мандата. Первая насосная станция была построена в Эйн Прат в 20-е годы ХХ века. К 40-м годам англичане построили несколько насосных станций над большими источниками и обеспечили водой Иерусалим. Вода поступала по трубам из истоков Яркона. Один из аспектов войны за Независимость – это война за воду, за насосы у истоков Яркона, подающих воду в Иерусалим. Сегодня вода источника Эйн Самия по трубам поступает в арабский город Рамаллу. Но в основном Рамалла снабжается водой из всеизраильского водовода.

Археологические иссследования проводились здесь еще в начале ХХ века.  В период английского мандата археолог Уильман Олбрайт датировал местную мельницу римским периодом, однако израильские археологи с ней не согласны и считают мельницу более поздней постройкой. Впереди в горах видна большая пещера (фото 0156), причем это пещера сквозная, по ней можно пройти гору насквозь 20130410_17-24-38_Samaria_0157_1600x1200. А если пойти дальше на запад по долине речки Уджа (в переводе с арабского «петляющая»), то можно попасть в Нахаль Шило. Именно здесь шла одна из центральных древних дорог Святой Земли.

Когда-то здесь, в этой долине, стоял лагерем знаменитый «отряд погонщиков мулов», который собрали Зеэв Жаботинский и Иосиф Трумпельдор для помощи англичанам против турецкой империи в период Первой мировой войны (разрешения на создание боевой части они не получили). Один из знатоков земли Израиля, ныне покойный генерал Рехавам Зеэви, назвал поселок внизу, в долине Иордана, Натив а-Гдуд (в переводе с иврита «Дорога отряда») в честь самого первого еврейского воинского подразделения, воевавшего за землю Израиля в современной истории.

Схема маршрута:

Baal Shalisha

Advertisements

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: