Анатот или Альмон?

ДОРОГАМИ ПРОРОКА ИЕРЕМИИ

20130802_09-22-42 Bachurim Feshkha 1175_1200x1600Минуя иерусалимский район Писгат-Зеэв, на своем пути к востоку путник подъезжает к контрольно-пропускному пункту израильской армии, который называют «Хизме». За ним находится арабская деревня Хизме, в названии которой сохранилось, правда в искаженном и трудно узнаваемом виде, имя еврейского героя, одного из верных воинов-сподвижников царя Давида, Азмавета

Марина ВОРОБЬЕВА. Фото автора

Само имя Аз-мавет можно дословно перевести как «вызов смерти», имя говорит само за себя, видимо, отчаянный был воин. Жил герой Азмавет в деревне под названием Бахурим, лежащей на пересечении главных дорог. Деревня имела и другое название – Альмон. Оба эти названия происходят от слова «молодой человек» на иврите и на арамейском, соответственно.

Библейский Азмавет неоднократно упоминается в ТАНАХе:

Шмуэль 2, 31: Азмавет из Бахурим перечислен как один из 37 храбрецов Давида;

Дварим 1, 11-32: здесь приведен перечень храбрецов Давида, среди них – «Азмавет Бахарумиянин»;

Дварим 1, 25 Над царскими сокровищами поставлен был Азмавет, сын Азиэйла…

Из книги Хроник мы видим, что верность царю Давиду сохраняют и дети Азмавета (Дварим 1, 12): к Давиду в Циклаг приходят верные ему люди, представители разных колен. Из Биньямина – Иезиэль и Пелет, сыновья Азмавета.

Бахурим известен, как место, где останавливался царь Давид по дороге из Иерусалима в сторону Иордана –

Шм.2, 16, 5-16:В то время, когда царь Давид бежал от сына своего Авшалома, именно в районе Бахурим навстречу ему вышел Шими бен Гера и бросал в униженного царя камнями, прибавив при этом несколько очень нелестных эпитетов (убийца и мерзавец), Давид удержал своих людей от расправы над Шими, видя в унижении наказание от Всевышнего. Именно в это время восставший Авшалом вошел во дворец отца и «вошел к женам его».

Шм.2, 19, 17: Когда бунт Авшалома был подавлен военной силой, к Давиду пришла делегация, в составе которой находился тот самый Шими:  «И поспешил Шими, сын Геры, Биньяминянин из Бахурим, и пошел с Иеhудеями навстречу царю Давиду; И с ним тысяча человек Биньяминян…» Он просил у Давида прощения за свое поведение, но царь не забыл обиды. Далее, в книге Мелахим.1 можно прочесть о том, что перед смертью, Давид завещает своему сыну и преемнику Шломо наказать Шими. Юный царь Шломо поставил Шими условие: Жить в Иерусалиме и не покидать его. Шими не выполнил этого условия и был казнен.

Еще одна история, связанная с центральным положением Бахурим, на перекрестке древних царств и дорог Шм.2, 3, 14-16. После смерти царя Шауля Авнер, главнокомандующий армией Шауля и его сына, Ишбошета, пришел  к Давиду в Хеврон, чтобы заключить с ним мир. Давид потребовал от Авнера возвращения своей жены – Михаль, дочери Шауля, которую он получил когда-то от за выкуп в виде ста крайних плотей филистимлян. Ишбошет, сын Шауля, отнял Михаль у ее второго мужа —  Палтиэля, сына Лаиша. Примечательно, что любивший жену Палтиэль шел за ней и плакал, пока не дошел до Бахурим, он не мог продолжать путь, ручей Прат и Бахурим – это граница надела Йехуды за которой находились земли царя Давида, куда путь был заказан.

После проезда через КПП следует повернуть налево и ехать к поселению Адам, оно же Гева Беньяминова, на втором круге внутри поселения надо повернуть направо и ехать до упора. Здесь расположена смотровая площадка, с которой открывается захватывающий вид. За древними еврейским захоронениями Кубур Бани Исраили видно одинокое дерево на противоположенном склоне Нахаль Прат. Рядом с деревом находятся две большие пещеры, которые использовались евреями как завод про производству каменной посуды в период Второго храма (II век до.н.э – I век н.э). Производство посуды из камня – трудоемкое и медленное, гораздо проще лепить посуду из глины, но по еврейской традиции камень не принимает «тума», то есть ритуального загрязнения. Соблюдение строгих законов ритуальной чистоты существовало только у евреев; когда мы видим сегодня много осколков каменной посуды, то с уверенностью можно сказать, что ее держали когда-то именно еврейские. В пещерах у одинокого дерева лежат груды осколков. Возможно, эту посуду изготавливали потомки того самого Азмавета.

В 1982 году рядом с развалинами древнего Бахурим был построен еврейский поселок Анатот, он же Альмон. Интересно, что жители поселка называют его Анатот, а на указателях написано Альмон. Почему существует такой дуализм?

Дело в том, что название «Анатот» известно многим, потому что именно в Анатоте жил великий пророк Иермиягу (Иеремия). Да и расположен библейский Анатот рядом. Отцы-основатели нового поселения подали запрос в специальную комиссию, чья задача– выяснить с точки зрения географии ТАНАХа, оправдано ли давать новому поселению его библейское имя. Возглавлявший комиссию археолог Зеев Вильнаи в 1982 году решил, что к будущему поселку гораздо ближе древний Альмон, он же Бахурим, а не древний Анатот. Комиссия утвердила название Альмон, однако упрямые жители поселка упорно продолжают называть себя Анатот. «Хирбет Альмин» или в переводе с арабского «развалины Альмона» можно увидеть и сегодня. Для этого надо залезть на ближайший холм руин около дороги – здесь, на съезде с главного шоссе 437 на дорогу, ведущую в поселение Альмон-Анатот, слева от  дороги, и находятся развалины древнего поселка Бахурим, он же Альмон, он же Азмавет. Несмотря на то, что раскопки на холме не проводились, видно, что холм был заселен в древности. На фото – остатки широкой дороги, выложенной дорожными камнями, жилые пещеры, винодельни, ямы для сбора дождевой воды, ступени, ведущие в никуда… Возможно, что в этом колодце прятались юноши — лазутчики, спасшие Давида и разрушившие планы хитрого Ахитофеля?

После этого стоит оставить позади сухие и жаркие археологические холмы, и направиться «к источникам вод». Для этого следует въехать в Анатот (или все же Альмон?) и проехать вперед, следуя указателю, ведущему в Эйн Прат.

Эйн Прат – это не только название заповедника, но и название первого из трех источников в русле речушки Прат. Если присмотреться, то видно, что источник здесь не один, их сразу пять. Бьют источники прямо из твердой скальной породы, пройдя в недрах горы длинный путь. Выше этих источников по руслу Прата вода бывает только во время сильных дождей.

Верхние слои всего центрального горного хребта сложены из мягких пород. Вода, которая просачивается через них, достигает слоя водонепроницаемых пород. В недрах горы по этому водоносному слою вода течет и скапливается в подземных резервуарах. В дальнейшем во время дождей когда подземные резервуары переполняются, вода находит выход. Так возникают источники. Путь капли воды от того места, где она пролилась на землю, через толщу горы до ее выхода на свет в источнике очень долог. Возможно, что воды которые питают источник Эйн Прат, были когда-то дождевыми потоками, пролившимися на Иерусалим годы назад.

Глина местных гор используется и по сей день. Вся дорога в деревне Хизме уставлена глиняными скульптурами, горшками и посудой. Все это местные арабские гончары любят продать зазевавшемуся туристу.

Здесь же, недалеко от бурлящей воды источников, прилепился к скале небольшой монастырь Харитона. История Харитона такова. В узком ущелье Прат он подвергся нападению разбойников, и чудом спасся от них. На месте своего спасения Харитон отстроил монастырь (руины именно этого монастыря лежат рядом с журчащим потоком, нынешний монастырь – моложе). Вскоре в монастыре появилось еще несколько человек, что мешало отцу-основателю сосредоточенно молиться и уединяться. Харитон начинает свой путь в поисках уединения, переходя с места на место, основывая новые монастыри – на горе Каранталь над Иерихоном, затем в Ткоа, на родине пророка Амоса. В огромной пещере в горах Ткоа Харитон наконец-то обрел желанное одиночество. По сей день эта пещера носит его имя.

По национальному заповеднику Эйн Прат стоит путешествовать в соответствии с цветной разметкой тропинок. На карте заповедника, которую можно получить у входа, каждый пешеходный маршрут намечен своим цветом. Красная разметка ведет к следующему источнику —  Эйн-Мабуа. До него всего три часа пешего хода.  От Эйн Мабуа можно продолжить движение далее по руслу, к третьему источнику – Эйн Кельт, а затем в Иерихонскую долину. Черным цветом на карте заповедника отмечен маршрут, который ведет наверх, к дороге праотцев (выход на 60 шоссе в деревне Хизма), а синий маршрут – это короткий маршрут по территории заповедника. Этот маршрут ведет нас к развалинам нераскопанного библейского города Фара, Тель Фара. К жителям Фары обращался в свое время пророк Иермиягу (Иеремия), остатки города видны и сегодня, к сожалению, регулярных раскопок в этом интересном месте не проводилось.

 (1) Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и возложи его на чресла свои, но в воду не клади его. (2) И купил я пояс по слову Господню, и возложил его на чресла свои.

(3) И было ко мне во второй раз слово Господне сказано: (4) Возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Прату и спрячь его там в расселине скалы. (5) И пошел я, и спрятал его у Прата, как повелел мне Господь. (6) И было, спустя много дней сказал мне Господь: встань, пойди к Прату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе там спрятать. (7) И пошел Я к Перату, выкопал и взял пояс из того места, где прятал его; и вот, пояс сгнил, стал ни на что не годен.

(8) И было сказано мне слово Господне: (9) Так сказал Господь: вот так же сломлю Я надменность Йеуды и непомерную надменность Йерушалаима. (10) Этот негодный народ, что отказывается слушать слова Мои, что следует своеволию сердца своего и идет за чужими Б-гами, чтобы служить им и поклоняться им, да станет он таким же, как этот пояс, который ни на что не годен.

(11) Ибо подобно тому как пояс прилипает к чреслам человека, так прилепил Я к Себе весь дом Йисраэйлев и весь дом Йеудин, – сказал Господь, – чтобы были они Мне народом и славою, и хвалой, и красою; но не слушали они.

Иермиягу, 13,1-11

Пророк, говоривший собравшимся к нему из соседних Анатота , Бахурим и Фары, стоял, по-видимому, рядом с источником – обычным местом сбора окрестного населения. Источники воды служили не только своим прямым предназначениям. В их непосредственной близости люди собирались поговорить, посплетничать, поторговать. И прохладно, и жажду утолить можно, и полезного чего купить, и последние новости послушать. А сегодня здесь — много отдыхающих израильтян, и приятный запах жаренного мяса щекочет ноздри. Наверное, пророк не осудил бы сейчас народ свой за такое времяпровождение.

Advertisements

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: