Памяти художника

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ УХОДЯТ

vherushansky000 (Medium)

После тяжелой болезни ушел из жизни замечательный художник — Марк Вчерушанский, около 40 лет жизни которого были связаны с Израилем. 

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

В интервью, взятом мною у Марка Вчерушанского для книги «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями» ( Иерусалим, 2011), художник говорил о себе: «Я всё пишу на своем художественном языке. Всегда стремлюсь сделать так, как считаю лучше. И никогда не чувствовал потребности поменять свой язык как способ выражения. Убежден, что если бы это желание у меня появилось, то без спора попробовал бы нечто иное. Для художника все языки хороши, если он ими владеет умело и профессионально».

Марк Вчерушанский как художник сложился в 1960-е годы и изобразительно остался верен идеалам своего времени, когда живопись подобна берущей за душу мелодии, без перехлеста, но доведенной до последней точки. Прямодушие, простота, доверчивость, тип воспитания, который, как оказалось, не изжить.

Подавляющее число работ Вчерушанского — портреты близких ему людей и многочисленных учеников, судьбы которых угадываются по психологически значимым деталям, композиционно организующим портрет как характер. Работы составляют целостный визуально-ассоциативный ряд. Они выписаны так, словно живут одновременно со вспыхнувшими воспоминаниями, самой манерой преподнесения напоминая о целых пластах русской культуры, оставшихся значимыми в истории живописи, и тем более в культуре репатриантов, говорящих по-русски.

Марк Вчерушанский родился в 1934 году Киеве, здесь же окончил Республиканскую художественную школу имени Шевченко, работал в Киевском Товариществе художников. Потом — Москва, Суриковский государственный художественный институт, мастерская Д.Мочальского. После — творческая аспирантура при Академии художеств СССР в мастерской Г.Коржева. В течение многих лет вел учеников в Доме ученых в Москве, получал крупные государственные заказы.

Одна из значительных работ М.Вчерушанского этого периода — картина маслом «Передышка», сюжетно перекликающаяся с фильмом «А зори здесь тихие». Ситуация обозначена предельно жестко, потрясая амплитудой контраста. Две девушки в лесу. Одная в гимнастерке — с двумя автоматами за спиною. Другая — все с себя сбросила. И ведро воды. Вот такая «военная банька» под открытым небом…

Работа М.Вчерушанского «Передышка» была приобретена Академией художеств СССР и ныне находится в фондах Академии художеств России. У художника осталась лишь черно-белая фотография работы, сделанная им с полотна. Выполненная М.Вчерушанским копия погибла в пути на Землю Обетованную…

Нельзя не напомнить и о еще одной из лучших работ тех лет — облетевшей все уголки республик бывшего Советского Союза. Речь идет о полотне маслом «Ожидание», в типажах которого соединились десятки портретов рыбаков и рыбачек, сделанных художником во время выездов на тоню… Беременная рыбачка на берегу бескрайнего моря. В повороте ее головы и чертах лица — чистота, одухотворенность. Белая сорочка, косынка, аккуратно прибравшая рыжие волосы, и пухлая ладонь на животе, как у Мадонны… Ее взгляд словно растворился в море, притихшем в ожидании чуда природы. Рыбак, сидящий спиною, судя по движению руки, кажется, штопает сети. Но это не сети, а алый парус, готовый принять новую жизнь…

Вот такой прорыв к Ренессансу — средствами соцреализма… О работе «Ожидание» было написано немало статей искусствоведов, в частности Н.Томского и действительного члена Академии художеств П.Сысоева. А в 1972 году репродукция «Ожидания» была помещена на развороте «Огонька». Сотни восторженных писем в редакцию, в которых настойчиво повторялся вопрос: «Как удалось создать такое?». Марк Вчерушанский ответил: «Через «живот». Для меня это святое — пропускать свою работу через «живот»». На протяжении всего творческого пути каждая работа была для художника — его дитя.

С 1976 года Марк Вчерушанский в Израиле, все эти годы преподавал изобразительное искусство в школе VIZO France. Жизнь и деятельность в деревне художников Са-Нур стала новым этапом его творчества, затем — деятельность в Объединении профессиональных художников Израиля, выставки в Тель-Авивском Доме художника, в Старом Яффо, Иерусалиме, Модиине, где многие годы проживал Мару Вчерушанский. Его работы известны во многих уголках мира, а в Иерусалиме, в Музее Природы — сияют запечатленные Марком Вчерушанским «Камни древней Самарии»- лаконичные, умиротворяющие. Таков портрет мира художника — простой, мудрый, истинный, вобравший краски живого мира без ослепляющего солнца…

Посмотрим еще раз на картины Мастера. И помянем его добрым словом…

Все иллюстрации кликабельны — нажав на превью, вы можете увидеть их в полном объеме.

Реклама

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: