Одесса едет в Бат-Ям и Хайфу

ГОРОД У ЧЕРНОГО МОРЯ — У МОРЯ СРЕДИЗЕМНОГО

skorbog000

«Старинная Одесса» Святослава Скоробогатова 

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

» В цветущих акациях город У Черного моря…» — поется в песне, словно объединившей все времена утесовским обволакивающим баритоном. Одесса… Легенда, сотворенная одесситами, — всеми теми, кто ее покидал… Сколько таких сказочников прибыло в Эрец Исраэль на теплоходе «Руслан»…

Но остался в сердце тот «город я вижу во сне, / О, если б вы знали, как дорог,/ У Черного моря явившийся мне/ В цветущих акациях город…» (С. Кирсанов).

В истории культуры Израиля так сложилось, что из городов восточно-европейской диаспоры была именно Одесса была первой представлена в Израиле еще в 1970-е годы. Ее сохранил в себе и подал как целостный художественный образ выдающийся одессит 20 столетия Ефим Ладыженский (1911 -1982) — ученик Ю. Бершадского, выпускник театрального отделения Одесского художественного института, современник и автор сценографий к постановкам И. Бабеля, В. Маяковского, Э. Багрицкого.

Первая израильская выставка одесского художника состоялась в Иерусалиме в Музее Израиля в 1979 году, затем — другие в Новой галерее Хайфского университета, в Доме художника… «Бабель в живописи», Е. Ладыжденский подарил новому Израилю старую Одессу и… свою!!! Она была настолько своею, что первая выставка в Израиле была посвящена памяти его мамы, чей прах так остался в городе акаций… «Моя Одесса — чудесный город», — писал художник. И далее: «И был вечер, и было утро». Были люди, и их я носил в своей душе, их помнил и ощущал больше, чем дом на Дерибасовской, угол Ришельевской. Они любили кушать и пить, им нужны были стол и тарелки, они ездили на дрожках, они торговали и покупали, они работали и учились. «И сотворил Бог землю», а они, одесситы, устлали ее плитками и булыжниками, уложили рельсы и пустили по ним трамваи русско-бельгийского общества. <…>Они были интернационалисты. Они любили попариться по-русски в бане Исаковича и попить чай в трактире «Медведь», они радовались очередной еврейской свадьбе, они любили, любили себя и других, они страдали, страдали за других и за себя. Этот микромир захлестнул меня. Он стал моею реальностью». Вот эту реальность показал в своих картинах Израилю Е. Ладыженский.

И вот Одесса вновь в Израиле!

14 ноября в Бат-Яме в Украинском культурном центре (ул.Ницана, 15) откроется выставка «Старинная Одесса» — акварелей, принадлежащих кисти старейшего одесского художника Святослава Скоробогатова. Выставка организована к годовщине образования Украинского культурного центра в Израиле и проводится по инициативе израильско-украинского журнала «Лига Культуры» (гл. ред. — Татьяна Слонимская).

Вот что говорит куратор выставки Елена Петренко, директор Одесского Дома-музея имени Н.Рериха, в коллекции которого также имеются работы художника: «Начало создания акварельного цикла «Старинная Одесса» относится к 1970 — 1980 годам. Художника увлекает архитектура Одессы, особый колорит городского пейзажа. Город, по мнению Святослава Скоробогатова, отличается европейским стилем, выстроен гармонично и образует прекрасно продуманную и исполненную планировку улиц, берущих начало от моря.

В 2000 году цикл «Старинная Одесса» входит в виртуальную галерею «Святослав Скоробогатов», в Международный раздел «Искусство» в системе интернета. Заглавной страницей галереи является работа «Потемкинская лестница». Этот цикл акварелей размещен и в Международном «Интернет-каталоге», в разделе «Искусство»<… > Коллекция растет и пополняется, увековечивает то, что может быть разрушено временем и небрежением людей. Прошло несколько персональных выставок под названием «Старинная Одесса» и все они являются вкладом души и творчества художника в культурное наследие города Одессы и Украины.

Учитывая большой и многолетний творческий путь художника Скоробогатова (род. в 1937 году в Одессе), его активное участие в общественной жизни города Одессы, направленное на сохранение и развитие национального искусства, цикл акварелей «Старинная Одесса» — прекрасное подтверждение продолжения лучших традиций Южно-русской школы живописи, взрощенных на одесской земле Украины».

Культурные отношения между Израилем и Одессой сегодня как никогда открыты. В середине 2000- х гг. Леся Войскун, куратор Музея Русского искусства имени Цетлиных (Рамат-Ган) во время подготовки выставки коллекции Перемена работала в тесном сотрудничестве с одесскими исследователями Ольгой Барковской, Аленой Яворской, Сергеем Зеноновичем Лущиком, Виталием Абрамовым, Татьяной Щуровой, которые восстанавливают историю южнорусского литературно-художественного модернизма, прерванного в советское время. Это была щедрая, бескорыстную профессиональную помощь, без которой исследование одесского аспекта израильской коллекции Якова Перемена было бы невозможным. Затем это вылилось в выставки в Рамат-Гане и Одессе, а ныне и в монографию Леси Войскун.

В Одесском художественном музее состоялась выставка одесских художников-евреев 19-20 вв., а в Одесском Доме-Музее имени Н.Рериха — первая выставка журнала «Лига Культуры» (ред. Т.Слонимская), на которой было представлено 88 работ 49 израильских художников (проект Е.Петренко и Г.Подольской). Выставка была посвящена основанной Н.Рерихом Всемирной Лиге Культуры и 65-летию провозглашения Государства Израиль.

В этом же году в Одесском литературном музее — в связи с 140-летием со Дня рождения Х.Н.Бялика — состоялась онлайн-конференция с доктором Зоей Копельман — сотрудницей      Дома-музея Х.Н.Бялика в Тель-Авиве, а в Израильском культурном центре в Одессе были проведены Дни Х.Н.Бялика. Что и говорить: Израиль интересен Одессе.

А сейчас перед нами «Старинная Одесса» Святослава Скоробогатова. Акварели, сотканные из снов, на которых Одесса 19 — 21 столетия — Одесса Ришелье, де Волана, де Рибаса (Дерибаса), Пушкина, графа Воронцова, князя Гагарина — не утратила своего очарования. А еще : она вечно молода, как у Олеши, Бабеля, Паустовского, Ильфа и Петрова. Здания Приморского (Николаевского) бульвара, дом Либмана, дом с «атлантами» на улице Гоголя, Пале-Рояль, дом Фальцфейна, Оперный театр — историческая часть старинной Одессы и … акации, завезенные сюда из Испании по приказу первого градоначальника — герцога де Ришелье — и высаженные у каждого окна.

Такова история, но в воображении творчески одаренных людей предания творятся талантом и домыслом, а потом легендами идут по свету, взваливая на плечи новых творческих поколений обязанность быть достойными образа в цветущих акациях города у Черного моря….

Выставка в Бат-Яме открыта до 15 января, а затем последует в Хайфу — город-побратим Одессы.

Напоминаем: все фотографии кликабельны — нажав на превью-«тарелочки», вы можете увидеть их в полном объеме. Открыв первую из иллюстраций в галерее, далее вы можете листать их при помощи стрелочек

Реклама

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: