Слово раввина: недельная глава Торы «МИ-КЕЦ» (מִקֵּץ)

«И БЫЛО, ПО ИСТЕЧЕНИИ ДВУХ ЛЕТ ПАРО СНИЛОСЬ: ВОТ, ОН СТОИТ У РЕКИ»

640px-Peter_von_Cornelius_002

 Очередную главу Торы комментирует Лев КАЦИН — раввин, наставник в одной из иешив Нью-Йорка, издатель газеты «Еврейский мир»


Картина Peter von Cornelius. «Йосеф истолковывает сон Паро».

Берешит 41:

 (1) И было, по истечении двух лет Паро снилось: вот, он стоит у реки. (2) И вот, из реки выходят семь коров хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике. (3) И вот, семь других коров выходят за ними из реки, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки. (4) И съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся Паро. (5) И заснул он, и снилось ему вторично: вот, семь колосьев всходят на одном стебле, тучных и хороших. (6) Но вот, семь колосьев тощих и опаленных восточным ветром вырастают за ними. (7) И проглотили колосья тощие семь колосьев тучных и полных. И проснулся Паро, и вот, это сон. (8) И было утром, встревожился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им Паро свой сон; но не было никого, кто бы истолковал его Паро. (9) И стал говорить начальник виночерпиев Паро, сказав: грехи мои вспоминаю я сегодня. (10) Паро прогневался на рабов своих и отдал меня под стражу в дом начальника телохранителей, меня и начальника пекарей. (11) И снился нам сон в одну ночь, мне и ему, каждому снился сон с разным значением. (12) А там был с нами молодой Иври, раб начальника телохранителей. И мы рассказали ему, и он истолковал нам сны наши, каждому по его сну толковал он. (13) И как он истолковал нам, так и сбылось: меня возвратил ты на мое место, а того повесили. (14) И послал Паро, и позвал Йосэйфа; и вывели его поспешно из ямы. И он остригся, и переменил одежду свою, и пришел к Паро.

СВЕТ ДУШИ

Какие качества нужны человеку, чтобы стать преуспевающим лидером? Американская Ассоциация менеджмента в Нью-Йорке задала этот вопрос 492 высокопоставленным менеджерам крупных компаний. Большинство опрошенных (56 %) заявили, что этичность лидера является его самым важным достоинством. Исследователи пришли к любопытному выводу: менеджеров берут на работу благодаря их техническим навыкам, опыту, однако увольняют из компаний в связи с проблемами этического характера.

Итак, что нужно знать человеку, который хочет добиться успеха?

Он должен знать о «законе взаимности», утверждает Вэйн Бекер в своем бестселлере «Достижение успеха». Этот закон в корне отличается от традиционной модели деловых взаимоотношений, которую можно лучше всего сформулировать словами «ты мне — я тебе». Скорее этот закон можно было бы назвать законом любви. Такой закон жизни и взаимоотношений приносит успех тем, кто обладает щедростью души и умеет бескорыстно помогать людям. Можно было бы предположить, что те, кто помогают окружающим, делают им одолжение, могут ожидать «взаимности» от людей, которые у них в долгу. Однако откровенная попытка «покупки» друзей как раз приводит к потере влияния на них, и «закон взаимности» перестает работать. Если человек помогает, чтобы взять, он превращает свое доброе дело во взятку. Отнюдь не всегда те люди, которым вы помогли, помогут и вам, но «закон взаимности» утверждает, что если вы бескорыстно помогали людям, то всегда найдутся те, кто вознаградят вас. Как говорят, что посеешь — то и пожнешь. Человек может получить в жизни лишь то, что бескорыстно отдавал другим.

Что должен, например, делать человек, который хочет добиться успеха? Помогать другим! И если он чувствует, что не преуспел еще в полной мере, то ему следует задуматься: возможно, он еще не помог достичь успеха достаточному количеству людей…

Повествуя о Йосефе, Тора называет его иш-мацлиах — преуспевающим человеком. Впрочем, он не только поднимался до самых высот, но и падал на самое дно. Йосеф был продан в рабство, но стал управляющим дома своего хозяина. Его бросили в тюрьму, но затем он был назначен управляющим тюрьмой. В конце концов, удача настолько способствовала ему, что он вышел из тюрьмы и стал главным министром Египта. Тот, кто хочет осознать причины взлетов Йосефа, должен сначала осмыслить причины его падения. Почему Йосеф был продан своими братьями в рабство? Потому что рассказывал им свои сны.

«Йосефу было семнадцать лет, когда был он пастухом вместе с братьями, а он — подросток…» (Берешит 37:1). Йосефу снится сон, и он спешит рассказать его братьям: «Ваши снопы поклонятся моему снопу!» «Неужели ты думаешь, что будешь править нами? — удивляются возненавидевшие его братья». Йосефу снится еще один сон, и он вновь спешит поделиться с братьями: «Ваши звезды поклонятся моей звезде!» Почему Йосеф не понимает, что его слова вызывают зависть и ненависть братьев? Тора отвечает на этот вопрос одним словом — «подросток».

Подросток, еще ребенок, Йосеф поглощен лишь своими чувствами. Ребенок плачет, когда испытывает боль, но он еще не научился чувствовать боль других людей и плакать о них. По мере взросления Йосеф учится проявлять сочувствие к окружающим.

Будучи подростком, он рассказывал братьям свои сны, не думая о том, какие чувства вызовут его слова. В результате Йосеф был продан в рабство. Жена хозяина оклеветала Йосефа, и его бросили в тюрьму. Он мог бы провести там остаток жизни, но, задумавшись о причинах своих неудач, Йосеф изменил свой характер, «стал взрослым», преодолев подростка в себе.

Десять лет спустя, после заключения Йосефа в тюрьму, Фараон разгневался на двух своих министров и бросил их в тюрьму. Однажды обоим министрам приснились сны. «И подошел к ним утром Йосеф, увидел их беспокойные лица и спросил: «Почему сегодня печальны ваши лица?»

Эти слова изменили его судьбу! Йосеф, который раньше не замечал настроения своих братьев, на сей раз увидел печаль на лицах министров и, проявив сочувствие, спросил: «Почему сегодня печальны ваши лица?» Йосеф повзрослел — и спасение пришло… Фараону снится сон, который никто не может ему объяснить. Тогда один из министров рассказал о еврейском рабе, который разгадал его сны. Фараон вызывает Йосефа к себе, рассказывает ему свои сны. Его впечатляет не только разгадка Йосефа, но и его личность. И Фараон провозглашает Йосефа главным министром Египта…

Все то время, что Йосеф рассказывал другим свои сны, делился своими мечтами, его родные братья хотели ему помешать. Когда же Йосеф научился выслушивать сны других, помогая реализовать их мечты, то, как «мера за меру», эти люди сделали все, чтобы сбылись пророческие сны Йосефа и реализовались его мечты.

Наша недельная глава всегда читается во время праздника Хануки. Символ праведника — Менора, которую помещают на видном месте для всеобщего обозрения, это символ миссии человека в жизни, который должен научиться делиться с людьми светом и теплом своей души!

Берешит 44 (Мафтир):

(13) И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. (14) И вошел Йыуда и братья его в дом Йосэйфа, а он был еще там, и пали пред ним на землю. (15) И сказал им Йосэйф: что это за дело, которое вы сделали? разве вы не знали, что конечно угадает такой человек, как я? (16) И Йыуда сказал: что нам сказать господину моему? что говорить нам и чем оправдываться? Б-г нашел вину за рабами твоими; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. (17) Но тот сказал: неблагопристойно мне сделать это; человек, в чьих руках нашлась чаша, он будет мне рабом, а вы взойдите с миром к отцу вашему.

Полный текст 10-й Недельной главы читайте тут: русский иврит פרשת השבוע

Читайте все выпуски комментариев Недельной главы Торы

Реклама

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: