Букет цветов Арику Айнштейну

ОН УШЕЛ ПОТОМУ, ЧТО УСТАЛ…

Arik-mogilaHalfi

Кладбище Трумпельдор в самом сердце северного Тель-Авива, в пяти минутах ходьбы от его дома, от любимого им моря. Здесь отныне и навсегда – постоянное жилище Арика Айнштейна.

Марина ЯНОВСКАЯ, фото автора

26 декабря 2013 г., за неделю до его 75-летия, на кладбище состоялась церемония памяти Арика. Возле свежего и очень скромного надгробного памятника собрались родные и близкие. Жена Сима Элиягу, дети Амир и Дина, дочери от первого брака Шири и Ясмин, несколько внуков, сват и соратник Ури Зоар, а также родственники со стороны Дворы Айнштейн, матери Арика. Я обратила внимание, что из всех бывших там потомков Арика Айнштейна похож на него лишь этот внук, подросток лет 15-ти.

По дороге на кладбище я зашла в цветочный магазин – купить для него букет. Продавщица, женщина «из наших» с удивительно подходящим для ее бизнеса именем Лили, подобрала мне цветы точно, как я и хотела. Там я положила их к ногам надгробья. Вложила записку по-русски и на иврите, в частности, перевод одного из стихов, спетых им. Оказалась одной из первых. Затем начали подходить группами. Были актер Мони Мошонов и его сын Михаэль, певец-контратенор Давид Даор (он же сам автор многих песен своего репертуара), композитор-песенник Мики Габриэлов (он же сам и исполнитель ряда своих шлягеров), Меир Исраэль – «ударник, играющий со всеми» (по самоопределению), и другие. Одним из первых пришел спортивный комментатор и ведущий радио Эли Исраэли. Мы с ним стали свидетелями того, как подошедший к памятнику мужчина средних лет припал к его подножию и разразился слезами. Это был сосед Арика по дому. Дочери соседа попросили репортеров не снимать, но те продолжили втихаря свою работу.

Многие из тех, кто стоял возле могилы и рассматривал надгробный памятник, были не просто удивлены, а по-настоящему поражены, читая высеченные на плите слова поэта Авраама Халфи, с которым Арика Айнштейна связывали многолетние тесные творческие и человеческие контакты:

Arik-mogila1

Сжимаю себя до почти

Невидимого нуля –

Чтоб телом своим не мешать

Королям.

(перевод  мой – М.Я.)

Итак, те, кто читал эти автобиографические строки Авраама Халфи, были поражены тем, как точно это лаконичное четверостишие передает суть характера самого Айнштейна. В нижней части надгробной плиты — конечно, «обязательная классика жанра», строчки из песни «Лети, птенец», слова Айнштейна, музыка Габриэлова: «Ввысь, птенец, крылами небо меряй».

Между людьми, пришедшими почтить память удивительного человека, ходил одиноко Гай Букати, последний из отмеченных Ариком молодых авторов, с которым он выпустил последний альбом «Коль ха-тов ше ба олам» («Все лучшее в мире»). Видно было, как те, кто стоял возле могилы, неохотно общаются с ним, а то и вовсе отворачиваются. Дело в том, что в конце прошлой недели в газете «Едиот ахронот» была опубликована статья журналистки Сари Маковер-Беликов «Хрупкий: потерянные годы Арика Айнштейна», в которой она старается осветить темные стороны луны. В частности, работу Арика с Гаем Букати и общение с ним.

Многие израильтяне, и не только близкие с той или иной стороны к знаменитому певцу, были удивлены выбором Айнштейна. После его интенсивного сотрудничества с – тогда молодыми и неизвестными, но талантами, которых он удивительным образом умел почувствовать и определить – его обращение к молодому и неизвестному Гаю Букати впервые, по сути, не принесло результатов. Т.е. альбом практически не получил признания, причем не только со стороны СМИ, но и в массе поклонников Айнштейна, немедленно по выходу на прилавки магазинов нового альбома бегущих его покупать. И я, конечно, поспешила приобрести этот альбом. Иначе низззя – я ведь не только поклонница Арика, но и его «голос на русской улице». Была голосом, во всяком случае. Честно скажу, сделала я эту покупку не слишком охотно. И не только потому, что три предыдущих альбома Арика Айнштейна получила от него с дарственной надписью. А потому, что слышала две-три песни по радио и разочаровалась. В них не было свойственного Айнштейну шарма и \ или магнетизма, музыка – до неприличия банальна. Неплохи разве что тексты, некоторые из них чрезвычайно близко подходят к самовыражению, несмотря на то, что их автор – Гай Букати сам. Именно этим он и «купил» Арика, который упомянул это в одном из последних общений с представителями СМИ.

Так вот, возвращаюсь к Гаю Букати. В последний год своей жизни к Арику обращались известные авторы песен с предложением сотрудничества. Достаточно назвать такое имя, как Идан Райхель – все еще молодой, но уже практически всемирно известный автор цикла из трех альбомов с сильным этническим началом «Проект Идана Райхеля». Его представитель наткнулся на отказ Арика от прямого сотрудничества, Арик переадресовал его к Гаю Букати, который уже полностью отверг возможность такого сотрудничества. Все это кажется – и не только самой журналистке, но и многим, знающим Айнштейна – странным.

«Шавир», «Хрупкий» – таково название одного из альбомов-шлягеров Айнштейна, сделанных в 80-е годы с рок-музыкантом, выходцем из группы «Черчилли» Ицхаком Клептером. Арик и был именно таким, по самоопределению, хрупким, принимающим все близко к сердцу, проводящим многие болевые конфликты общества через себя. В последние годы, примерно десятилетие, он, по-видимому, стал чувствовать усталость (не только и не столько физическую), сильное разочарование от того, что формула «Вдвоем – ты и я – мы изменим этот мир» не работает.

И, наконец, позволю себе выразить свое мнение о том, что же случилось. Конечно, мнение не врача, не патологоанатома, не психолога – ни в коем случае. Мое мнение – мнение преданной поклонницы (пол не имеет значения) этого прекрасного человека. Он устал. И потому он ушел.

Реклама

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: