Рожденные в январе

ЯНВАРСКИЕ ЕВРЕИ

Brian_Josephson,_March_2004Даты, события, люди

Фото: Брайан Джозефсон

БРАЙАН ДЖОЗЕФСОН

4 января 1940 г. в британском городе Кардифф в еврейской семье родился английский физик Брайан Джозефсон. Он окончил Тринити-колледж Кембриджского университета, получил там ученые степени магистра и доктора философии, работал заместителем директора по научным исследованиям, лектором, профессором физики Кембриджского университета.

С 1962 г. ученый изучает свойства сверхпроводимости. Будучи аспирантом, в 22 года, он теоретически предсказал явление прохождения электронов через тонкий слой диэлектрика, помещенный между двумя сверхпроводящими металлами — стационарный эффект Джозефсона, который экспериментально был открыт год спустя. Джозефсон предположил также, что если к контакту приложить разность потенциалов, то через него пойдет осциллирующий ток с частотой, зависящей только от величины приложенного напряжения (нестационарный эффект Джозефсона). Оба эффекта очень чувствительны к магнитному полю в области контакта.

Это открытие оказало существенное влияние на современную физику. Оно позволило уточнить величину постоянной Планка, способствовало созданию принципиально нового квантового стандарта напряжения, используемого ныне во многих национальных бюро стандартов. Эти эффекты способствовали также конструированию сверхчувствительных датчиков магнитного поля, применяемых для измерения магнитных полей живых организмов и обнаружения объектов, скрытых под поверхностью. На основе эффектов Джозефсона изготовлялись чувствительные детекторы очень слабых измерений напряжения. А затем на их базе были построены быстродействующие компьютерные сети с очень низким потреблением энергии.

В 1973 г. ученый стал одним из самых молодых лауреатов Нобелевской премии. Он получил ее «за теоретическое предсказание свойств тока, проходящего через туннельный барьер, в частности явлений, общеизвестных ныне под названием эффектов Джозефсона».

Физик известен также своей верой в существование паранормальных явлений. По его словам, лозунгом ученого должно быть: «Никому не верь на слово», что означает: «Если все ученые хором отрицают какую-либо идею, это не следует считать доказательством того, что идея абсурдна, скорее, следует тщательно изучить все причины такого мнения и решить, насколько это мнение обоснованно». Продолжая исследования сверхпроводимости и критических явлений, возникающих в системах вблизи точек перехода, Джозефсон, проявляет также интерес к проблемам разума и интеллекта, занимается медитацией и ментальной теорией.

В Кембриджском университете он возглавляет проект по объединению материи и разума в области теории конденсированных сред.

ДЖОЗЕФ ВАЙЦЕНБАУМ

Joseph_Weizenbaum

ДЖОЗЕФ ВАЙЦЕНБАУМ. Автор: Ulrich Hansen, Germany (Wikipedia).

8 января 1923 г. в Берлине в семье скорняка родился американский ученый, специалист в области искусственного интеллекта Джозеф Вайценбаум. В 1936 г. семья эмигрировала в США. Там Джозеф начал изучать математику, но занятия в университете округа Вэйн (Мичиган) были прерваны в связи с началом Второй мировой войны. Молодой математик работал в службе метеорологического обеспечении ВВС и, завершив образование в 1950 г., стал сотрудником в компьютерном проекте. С 1955 по 1963 г. он работал системным инженером в исследовательской лаборатории корпорации «Дженерал электрик» в качестве одного из разработчиков первой компьютерной банковской системы. В 1963 г. Вайценбаум начал профессорскую деятельность в Массачусетском политехническом институте (MIT), где он вскоре написал свою знаменитую программу «Элиза» для вычислительной машины, с которой можно «беседовать» на английском языке.

Эта программа, названная в честь героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» Элизы Дулитл, была результатом участия ее автора в инновационном эксперименте по исследованию человеческого взаимодействия с машинами. Она позволяла пользователю, печатающему на человеческом языке в компьютерном терминале, взаимодействовать с машиной так, как происходит обычная беседа. Чтобы обойтись без потребности в большой базе данных информации о реальном мире, программное обеспечение «пародировало» речь пользователя, часто повторяя утверждения клиента в форме вопросов.

Фактически живая беседа оказалась иллюзией, потому что «Элиза» была просто запрограммирована, чтобы отвечать на определенные ключевые слова и фразы. Это должно было привести к серьезным нелогичным заключениям и причудливым выражениям, но Вайценбаум позже сказал, что был ошеломлен, обнаружив, что его студенты и многие другие люди оказались поглощенными беседами с программой, иногда разоблачающей их личные сведения.

С тех пор Вайценбаум постоянно говорил об ответственности ученых за свою деятельность, выдвигая следующие тезисы: «во-первых, между человеком и машиной существуют принципиальные различия; во-вторых, существуют задачи, выполнение которых не следует поручать вычислительным машинам, независимо от того, можно ли добиться, чтобы вычислительные машины их решали». Он основал организацию «Компьютерные профессионалы за социальную ответственность» и стал председателем ученого совета Берлинского института электронного бизнеса. Джозеф Вайценбаум снискал в среде ученых-программистов и специалистов по информатике репутацию диссидента и еретика. В 1996 г. он вернулся в Германию, где и умер в 2008 г.

МАКС АДЛЕР

15 января 1873 г. в Вене родился австрийский юрист, политический деятель, философ и социолог, один из основателей австромарксизма Макс Адлер. В 1896 г. он получил докторскую степень и стал профессиональным юристом. Кроме того, Адлер работал в сферах философии и социологии, а в 1920 г. стал профессором социологии и социальной философии в Венском университете. Более 20 лет ученый был членом парламента от социал-демократической партии. С 1904 по 1925 г. он вместе с другом и соратником Рудольфом Гильфердингом работал над критикой теории марксизма, результатом чего стала серия работ под названием «Исследование Маркса».

Первой теоретической работой Макса Адлера, привлекшей к нему внимание, было опубликованное в 1894 г. исследование трудов Макса Штирнера под названием «Макс Штирнер. Вклад в установление отношений между социализмом и индивидуализмом». Это название определило поле теоретической деятельности Адлера на многие годы вперед. Адлер рассматривал общество и социальные явления не только как продукт социальных взаимодействий, но и как априорные концепции человеческого разума. Он пытался подкрепить марксистскую диалектику принципами кантианства. Сочетая философский идеализм с социально-экономическим реализмом, Адлер пришел к детерминистической интерпретации марксизма и к ревизии политических концепций социализма. Он утверждал, что обострение классовых противоречий может склонить правящий класс к отказу от парламентской демократии.

Макс Адлер умер в Вене в 1937 г.

СЕМЕН ФРАНК

Семен_Людвигович_Франк16 января 1877 г. в Москве в семье врача родился русский философ Семен Людвигович Франк. Он вырос в доме своего деда М.Россиянского, одного из основателей еврейской общины Москвы, который пытался дать внуку начатки еврейского религиозного образования. На смертном одре дед просил 14-летнего внука продолжить изучать язык иврит и Тору. Впоследствии Франк писал, что хотя в буквальном смысле он этой просьбы не выполнил, но всё же оставался верен религиозным основам, заложенным дедом. В юности он увлекся марксизмом, главным образом его подчеркнутым объективизмом и наукообразной формой, а не революционным пафосом.

В 1894 г. Франк поступил на юридический факультет Московского университета, однако почти не посещал лекций, а занимался теоретическими спорами в марксистских кружках и даже пропагандой социал-демократических идей в рабочей среде. С 1896 г. он отошел от революционной деятельности и занялся научной критикой экономической теории К.Маркса. В 1899 г. Франк был арестован за участие в студенческих волнениях и выслан из Москвы на два года без права проживания в университетских городах. Пришлось слушать лекции по политической экономии и философии в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах.

В Германии молодой философ написал книгу «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» (М., 1900), которая привлекла внимание ученых-экономистов. Франку предложили подготовку к профессуре в создаваемом Санкт-Петербургском политехническом институте (открыт в 1902 г.), однако он отверг это предложение, так как оно было обусловлено принятием им христианства. Весной 1901 г. Франк вернулся в Россию и, сдав государственные экзамены в Казанском университете, получил степень кандидата. Главным предметом его исследований стала философия. Подобно другим русским мыслителям своего поколения — Н.Бердяеву и С.Булгакову, — Франк проделал эволюцию «от марксизма к идеализму». В 1902 г. он напечатал в сборнике «Проблемы идеализма» свою первую философскую статью «Фр. Ницше и этика любви к дальнему», где попытался примирить противоположные этические принципы — любовь к ближнему и «любовь к дальнему».

В сборнике «Вехи» (М., 1909), ставшем важным событием в истории русской философской мысли, Франк выступил со статьей «Этика нигилизма», где подверг критике свойственное русской радикальной интеллигенции умонастроение «нигилистического морализма» и противопоставил ему призыв к «творческому, созидающему культуру религиозному гуманизму». Опубликованные в разных журналах философские статьи Франка были впоследствии объединены в сборники «Философия и жизнь» (СПб., 1910), «Живое знание» (Берлин, 1923). В 1915 г. вышла в свет книга «Предмет знания» — его магистерская диссертация. Эта книга сразу поставила Франка в число самых видных представителей зрелой русской философии. Главная мысль книги — идея неразрывной связи между знанием и бытием. Анализ человеческого знания приводит Франка к выводу, что в познании непосредственно открывается само «абсолютное бытие», «металогическое всеединство». В «Предмете знания» философ весьма близко подошел к пантеистическому отождествлению Бога и мира. Параллельно с формированием философских взглядов Франка происходил и процесс его религиозного самоопределения. Если ранее от принятия христианства его удерживали этические соображения, то в 1912 г. он «стал христианином, веруя, что этим не порывает, а, наоборот, укрепляет духовную связь со своим прошлым».

Годы Первой мировой войны Франк провел в Петрограде (с 1912 г. он был приват-доцентом в университете) и работал над книгой «Душа человека» (1917), посвященной философской психологии. Франк рассматривал глубинное измерение человеческой души, ее онтологическую природу, которая представляет собой как бы отражение единства Абсолютного в некоем субстрате, характеризуемом чистой потенциальностью.

Годы революций заставили Франка вновь обратиться к философской публицистике. В сборнике «Из глубины» (1918), продолжавшем традицию «Вех», Франк выступил со статьей De profundis («Из глубины», отсюда и название сборника), где формулировал мировоззренческие основы тех политических взглядов, которых он в основном придерживался до конца жизни.

Накануне Октябрьского переворота Франк стал деканом и ординарным профессором историко-философского факультета Саратовского университета. Осенью 1921 г. он переехал в Москву, стал профессором Философского института, который выделился из Московского университета в особое учебное заведение, и вместе с Н.Бердяевым основал Академию духовной культуры. В 1922 г. были опубликованы книги Франка, популяризирующие философские знания: «Введение в философию» и «Очерк методологии общественных наук».

Летом 1922 г. он в числе других представителей русской мысли, неугодных советской власти, был выслан за пределы России. Поселившись в Берлине, Франк стал одним из создателей Русского научного института, а в последний год существования этого института (1932) был его директором. На основе прочитанных им в Берлине в 1920-е гг. лекций написаны две книги — «Крушение кумиров» (1924) и «Смысл жизни» (1926). Глубокой убежденностью в религиозном смысле философии проникнута и статья Франка «Философия и религия» (сборник «София», Берлин, 1923).

Свою социальную философию Франк изложил в книге «Духовные основы общества» (1930), где утверждал примат социального единства «мы» над индивидуальным «я». В духе немецкого романтизма он противопоставил органические общественные связи («соборность») механическим («общественность»). Идеи Бубера стали исходным пунктом социальной философии Франка, а идеи Розенцвейга — предметом серьезной, хотя и доброжелательной критики (статья «Мистическая философия Розенцвейга», журнал «Путь», 1926, номер 2), превращающейся в критику еврейской религии с христианских позиций.

Приход нацистов к власти в Германии заставил Франка ощутить свою связь с еврейством. Лишившись возможности преподавать в Берлинском университете, он в 1937 г. покинул Германию и переселился в Париж. Там в 1939 г. вышла в свет самая зрелая книга Франка — «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии». Мысль Франка, основанная на традиции христианского платонизма, испытала особое влияние Николая Кузанского о совпадении противоположностей и «умудренном неведении». Философия Франка — «антиномистический монодуализм», стремящийся синтезировать пантеистические тенденции с мотивами религиозного экзистенциализма.

В годы Второй мировой войны Франк жил на юге Франции, скрывая свое еврейское происхождение. В эти годы он написал книгу «С нами Бог» (издана в 1946 г. на английском языке и лишь в 1964 г. — в русском оригинале), в которой изложил свое либеральное понимание христианства. В написанной тогда же книге «Свет во тьме» (1950) приведен опыт христианской этики и социальной философии. Франк попытался объяснить и преодолеть в ней противоречие между видимым господством зла в мире и религиозным опытом, свидетельствующим о реальности Царства Божия и абсолютной мощи Святыни. Франк провел в этой книге различие между совершенствованием мира, которое по силам человеку, и спасением мира, которое возможно лишь актом Божественной благодати. Смешение этих задач, попытка установления некоего идеального порядка, осуществляемого принудительно, составляет, по Франку, «ересь утопизма», проявлениями которой являются большевизм и национал-социализм.

В 1945 г. Франк переехал в Англию. Он подготовил там антологию В.Соловьева, вышедшую в свет в переводе на английский язык в 1950 г. Посмертно была опубликована книга «Реальность и человек» (Париж, 1956) — новая редакция философской системы Франка, в которой снова явственно проявилось противоречие между пантеистическими тенденциями и живым религиозным чувством. В 1957 г. в Мюнхене вышел сборник статей Франка «Этюды о Пушкине». Незадолго до своей кончины в Лондоне в 1950 г. Франк составил с целью публикации на английском языке антологию «Из истории философской мысли конца 19-го и начала 20-го века» (опубликована на русском языке, Н.-Й., 1965). Посмертно были изданы в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова книга «Биография П.Б.Струве» (1956) и в Париже в издательстве «ИМКА-Пресс» избранные философские и политические статьи Франка (сборник «По ту сторону правого и левого», 1972).

Философская система Франка проникнута глубокой религиозностью, но она не конфессиональная, «православная философия». Многими своими аспектами она соприкасается с идеями крупнейших представителей еврейской философии XX в.

ЮЛИЙ БЕРШАДСКИЙ

Bershadskiy2

Группа уральских художников. В первом ряду в центре (четвёртый слева) — Ю. Р. Бершадский, 1940-e гг.

21 января 1869 г. в Тирасполе в бедной еврейской семье родился советский художник Юлий Рафаилович Бершадский. Он учился в хедере, народной школе и уездном четырехклассном училище, а затем в Одессе в рисовальной школе Общества изящных искусств. С 1892 г. Бершадский — постоянный участник выставок «Товарищества южнорусских художников». Его ранние жанровые произведения 1890-х гг. («Вдовство», «В хозяйстве», «Варка варенья») близки творчеству поздних передвижников.

В 1895 г. Бершадский поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, в мастерскую И.Е.Репина, его учителями-наставниками были также И.И.Шишкин, П.О.Ковалевский и Н.Д.Кузнецов. По манере письма, технике исполнения Репин считал Бершадского своим учеником.

По окончании Академии художник жил и работал в Одессе. В 1907- 1928 гг. преподавал там в организованной им художественной студии, затем в художественной школе, в Одесском художественном институте. С 1935 г. — профессор. С 1941 г. жил в Свердловске, где создал серию портретов, в том числе академика Л.Д.Шевякова (1943), писателя П.П.Бажова (1943), «Автопортрет» (1954), и умер в 1956 г.

ЯКОВ ПАРНАС

JakubParnas-tablica

Мемориальная доска Якову Парнасу. Автор:Stanislaw Kosiedowski

28 января 1884 г. в Тернополе родился советский биохимик Яков Оскарович Парнас, известный как создатель и руководитель научной школы биохимиков в Польше и СССР. Во Львове он организовал Институт медицинской химии при Львовском университете. После начала Второй мировой войны, когда, согласно пакту Молотова — Риббентропа, Польша была поделена между Германией и СССР, во Львов вошла Красная армия. У Парнаса был выбор — он мог уехать в Лондон или Нью-Йорк, но он остался во Львове. Его выбрали академиком АН СССР (членом многих иностранных академий он уже был), затем наградили Сталинской премией первой степени, орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

В начале Великой Отечественной войны он эвакуировался в Уфу. В 1943 г. Я.О.Парнас был вызван в Москву, где он стал одним из основателей только что учрежденной Академии медицинских наук СССР, организатором и первым директором Института биологической и медицинской химии. Кроме того, как академик, он имел право на организацию своей собственной лаборатории. Это была лаборатория физиологической химии, в которой он с ближайшими сотрудниками продолжал исследования углеводов.

Как пишет историк науки Симон Шноль, «центром биохимической мысли в стране стали «четверги» Парнаса — семинары, на которые собирались не только москвичи, но и жители других городов. Парнас поражал своей эрудицией, широтой и глубиной постановки проблем. Основным событием «четвергов» всегда были доклады самого Парнаса или его комментарии к сообщениям других докладчиков». В 1947 г. ученый подает заявление с просьбой освободить его от обязанностей директора созданного им института, поскольку к тому времени был серьезно болен. С декабря 1948-го по январь 1949-го шли массовые аресты по делу Еврейского антифашистского комитета. 29 января 1949 г. Яков Парнас был арестован и умер в тюрьме.

По материалам энциклопедических источников. Фото: Wikipedia

«Еврейская газета», Берлин

Реклама
Метки:

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: