Алло, Евросоюз!

ГЕНИЙ В ЧИСТОМ ПОЛЕ

bushon1 (Medium)

«Да здравствует Бушон!» — спектакль для понимающих

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

Любой союз чреват дисгармонией. Любовный. Дружественный. Даже общность стран, объединивших свои силы и идеи в помпезный и крепкий взрослый коктейль «Евросоюз», тоже таит в себе взрывы и проблемы. Даже этот эффектный порыв к единению не гарантирован от провала. Не избавлен от бед и злой перспективы ссор. Ведь цели, ритуалы и риторика у всех разные, у людей, стран. Так уж в мире повелось.

Французы Жан Делл и Жералд Сиблейрас, господа афористичные и едкие, твердо знающие законы и коды театра, сочинили пьесу-памфлет о том, как люди из микроскопического населенного пункта героически сражаются за право выжить. Любой ценой сохранить свой призрачный опустевший городок. Эта борьба драматична, изощренна, виртуозна — жаль, что цель сражения всего лишь тотальное, беспредельное и никому не подотчетное сибаритство. Бушон — в переводе с французского значит пробка, и все действия по спасению Бушона — пустота, глупость. Городишко — мыльный пузырь. Ни жителей, ни производства, ни перспектив.

Прироста населения нет. Из свершений — одни прожекты. Бушон — эдакий французский аналог потемкинской деревни. Стратегия и тактика бушонского мэра, его страсть и изобретательность, помноженные на яркий ум и весьма своеобразный патриотизм, вызывают ассоциации с цирком и пародиями. И — с отточенной волнами романтической истории священной гордостью коммунаров.

Городок Бушон, сочетающий в себе фантастические черты самых утопических и карикатурных географических точек и сообществ, выглядит полигоном для гениальных и фантасмагорических замыслов мэра Жана. Взявшись за пьесу «Алло, Евросоюз!», московский режиссер Алексей Гирба дал себе волю и прошелся по всем знакомым коровам. То есть — коровам различной степени святости. Понятно, почему его первое обращение к этой пьесе — в литовском театре — вызвало скандал и шок. Далекие от евросоюзовских сюжетов и аллюзий ульяновцы восприняли эту историю просто и весело. Как хлесткий юмор про чужие грехи.

Про чужую волю и стремление жить — не тужить. Хотя свои приметы не найти в этом водовороте реприз с пародиями на ГКЧП или спортивно — собранный голос всесильного мирового лидера просто невозможно. Приписки и раздутые достижения, выдуманная банановая плантация и стада племенных коров, фальшивые отчеты и кульбиты перед высокими начальниками — все это из круга тем Гоголя и Салтыкова-Щедрина, со страниц «Крокодила», «Фитиля»… Из реальности. Из списка вечных проблем человеческих. Актуально до зубной боли.

Свой спектакль Алексей Гирба поставил в Ульяновском драматическом театре и назвал «Да здравствует Бушон!».

В этом спектакле два лагеря. Пустой городок — и Евросоюз. Оба лагеря малочисленны, так написано авторами. В бушонском лагере — мэр, его брат, играющий роль вечного школьника, и «первая леди Бушона» секретарша Одетта…В «евросоюзовском» -эмиссар Робер Флаппи.. Сражение за субсидии и видимость процветания заканчивается почти триумфом Бушона: после многих битв и катаклизмов Флаппи переходит на сторону авантюристов и их несгибаемого мэра, и становится отцом новой генерации бушонцев. Борьба за деньги Евросоюза продолжается. У нее есть хорошие перспективы. Флаги с дыркой (мудрая выдумка мэра Жана!) развеваются гордо.

Ничего не изменится — или все же изменится? Режиссер строит эту эксцентричную повесть-притчу с иронией и роскошью иллюзиона. Все просто. Преданная Одетта (умная, обаятельная и точно продуманная и прожитая актерская работа Екатерины Поздышевой) и упряма в своем желании помочь городу и Мэру, и женственна, и показательно- патриотична. Надо — поскачет с костылями. Присягнет, пронесется над мировыми столицами. Продаст душу черту. Актриса сыграла эту роль мощно и концептуально. Николя, многострадальный брат Мэра (Сергей Чененов), словно сохранил детскую наивность и подростковую динамичность. Как и требуется. Чтобы сойти за школьника в свои тридцать пять лет. Он сыгран вдохновенно и рельефно. Задорно и глубоко. Робер в исполнении Дениса Бухалова закрыт и элегантен. Этакий денди с острым умом. Он умеет думать и видеть перспективу. Коварен и неотразим. Умеет быть джентльменом — и набрасываться на жертву с мечом в руке и в папке деловых бумаг.

Талант необыкновенного, сенсационного ульяновского актера Владимира Кустарникова в этом страстном спектакле-памфлете сверкает особенно победно. Его мэр Жан — уникум. Человек одаренный и масштабный. Его не привлекает вариант, при котором Бушон будет просто отменен, закрыт. Он желает драться до последнего вздоха. Этот Мэр и смешон, и трагичен. И безумен, и обаятелен. Это своего рода народный богатырь с мозгами Эйнштейна. А вот уж вопрос о том, стоило лит драться так отчаянно за пустоту, за дырку, за Бушон — это театр оставляет разрешить зрителю. Если зритель сможет…Ульяновцы привезли нам ребус. Штурм и натиск. И их победа в этом сражении несомненна!

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: