Элиас Файнгерш: саундтрек жизни, сыгранный на тромбоне

ТРОМБОН — АКТЕР — МУЗЫКАНТ


Соло на тромбоне он превратил в фантастическое шоу; скромный музыкальный инструмент – в настоящее чудо. Из рядового музыканта в оркестре (правда, в оркестре весьма знаменитого театра – «Метрополитен-Опера») — стал музыкальной звездой.

Элиас Файнгерш – уникальный музыкант и композитор, модернист и импровизатор, единственный в мире играющий на тромбоне с двумя раструбами (специально для него изготовленным в Германии), который звучит и как тромбон, и как труба, и как другие духовые инструменты; единственный мире исполнитель соло на тромбоне — оркестровой пьесы Равеля «Болеро», лучший музыкант Швеции 2005 года. В Израиле (гражданином которого он является с 2011 года) он выступит в конце января – начале февраля всего с двумя концертами, которые скорее надо назвать аудиовизуальными перформансами, музыкальными моно-спектаклями.

Элиас Файнгерш родился в Москве, пел в хоровой капелле, учился в Гнесинском училище, но затем его семья перебралась в Швецию и Файнгерш поступил в консерваторию в Мальме, позже — в Джульярд, Manhattan School of Music и аспирантуру Йельского университета. Параллельно учебе он играл в оркестре «Метрополитен-Опера» и выступал с такими ведущими джазовыми музыкантами, как Уинтон Марсалис, Дэйв Либман и Стив Туре. Сольную карьеру он начал в 1994 году, а ведь тромбон — инструмент, по определению причисленный к несолирующим. Он играл для всех королей и королев Европы, руководителей правительств и президентов, участвовал в сотнях музыкальных фестивалей. Его музыка звучит в 50 кинофильмах, телешоу и спектаклях, он работал в театрах по всей Скандинавии и Германии.

Конечно же, этого странствующего музыканта-мультиинструменталиста называют «человек-оркестр». Но скорее, он человек-спектакль или даже так: музыкант-саундтрек. Элиас Файнгерш творит на сцене саундтрек своей собственной жизни, проигрывая картины из путешествий странствующего музыканта, сочетая виртуозную игру на тромбоне с элементами драмы, вокала и даже клоунады. Он — автор музыкально-театральных шоу «Гамлет: драма для тромбона с оркестром», «Сон Ромео», «Soundtrack of My Life», «Гадкий утенок», посвященного Андерсену.

Его тромбон умеет хохотать, плакать, рассказывать. Но лучше всего он умеет петь. Потому его музыкальный спектакль можно назвать и спектаклем-дуэтом — дуэтом Элиаса Файнгерша и его двуглавого тромбона, в диалогах которого много шуток, свободы и мудрости, в диалоге музыканта с тромбоном, озвучивающим его внутренний голос. Его музыкальную дерзость и талант оценила публика Королевской датской оперы, швейцарского Люцерн-фестиваля, зала Далхалла в Швеции, фестивалей ArtGenda в Гамбурге, Nova Estonia в Гданьске и джазового фестиваля в Иерусалиме. Он выступает с симфоническими оркестрами и в одиночку, поражая слушателей и критиков авторскими интерпретациями.

Файнгерш — отчаянный экспериментатор. У него есть компьютерная суперсистема, и во время концерта звуки, музыкальные фразы и целые мелодии записываются, повторяются, варьируются, сливаются в полифоническое эхо. На его представлениях тесно переплетаются музыка, поэзия, импровизация, драматургия. В каждом его пьесе кроется музыкальный сюжет, а сам Элиас Файнгерш перевоплощается то в клоуна, то в мима, становится то драматическим актером, то музыкантом-импровизатором. Поэтому-то его программа и называется «Магический тромбон» – программа свободного художника-философа с колоссальной внутренней свободы, странствующего артиста, удивляющего мир своей музыкой и фантастической, образной манерой игры.

За несколько своих последних спектаклей он был удостоен призов как лучший актер – артист драматического жанра, и как композитор – за музыку. Программа его концертов-реситалей в Израиле с использованием электронного аккомпанемента и вживую записывающимися фрагментами как раз и будет состоять из таких драматических отрывков – спектаклей под музыку самого артиста в его же исполнении: из перформанса «Soundtrack of My Life» о странствиях, поиске смысла и музыки, которая всегда с нами; из спектакля «Файнгерш off the Opera» – музыкальном моноспектакле, где Элиас Файнгерш рассказывает, показывает и озвучивает то, о чем поется в операх – ведь мало кто понимает полностью слова и сюжет, а Файнгерш с юмором «разбирает» перед зрителями знаменитые оперы – такие как «Аида», «Тоска», «Травиата» и другие; и из готовящегося к премьере в московском театре «Эрмитаж» спектакля «Король Лир», где Элиас Файнгерш играет (в обоих смыслах) роль шута. Шут – это и есть его ипостась: мудрый, лукавый, беспокойный, свободный шут, приносящий радость, умеющий развеселить, озадачить, поднять настроение и заставить задуматься над магией музыки – в случае Файнгерша «магией тромбона».

Файнгерш – востребованный музыкант в Европе, но все еще редкий гость в Израиле, где его концерты состоятся 30 января в Реховоте, в зале «Викс» института «Вайцмана» и 6 февраля в Хайфе в зале «Раппопорт». Билеты можно приобрести в кассе «Браво» или по телефону: 052-274-0311.

Маша Хинич. Фото предоставлены Элиасом Файнгершем из его личного архива

Сайт Элиаса Файнгерша — http://www.trombonemagic.com

Advertisements

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: