Слово раввина: недельная глава Торы «БЕ-ШАЛАХ» (בְּשַׁלַּח)

«И БЫЛО, КОГДА ПАРО ОТПУСТИЛ НАРОД»

Beshalah285436_10151112485584545_616315188_n

Очередную главу Торы комментирует Лев КАЦИН — раввин, наставник в одной из иешив Нью-Йорка, издатель газеты «Еврейский мир»


Картина Максима Шамоты. «В поисках Манны».  2000 г.

Шмот 13:

 (17) И было, когда Паро отпустил народ, Б-г не повел их по дороге земли Пылиштим, ибо близка она; потому что Б-г сказал: может быть народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. (18) И обвел Б-г народ дорогою пустынною к Ям Суфу. И вышли сыны Исраэйлевы вооруженными из земли Египетской. (19) И взял Моше кости Йосэйфа с собою, ибо клятвою заклял тот сынов Исраэйлевых, сказав: несомненно вспомнит Б-г о вас; вынесите же кости мои отсюда с собою. (20) И двинулись они из Суккота, и расположились станом в Эйтаме, на краю пустыни. (21) А Г-сподь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы вести их по пути, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им, дабы идти днем и ночью. (22) Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от народа.

НАФТАЛИ

Несколько лет назад более шестидесяти тысяч людей пришли к зданию иешивы в Бруклине, чтобы выразить уважение человеку, который так много сделал для духовного становления американского еврейства.

— Рав Шмуэль Биренбаум был спасен из огня Второй мировой войны и посвятил свою жизнь спасению других, — с этих слов начал выступление рав Ошер Калманович, оплакивая кончину своего великого тестя, возглавлявшего иешиву «Мир» в Бруклине…

Реб Шмуэль — так ласково называли его ученики и друзья — до войны учился в польской иешиве «Мир», единственной иешивы в Европе, избежавшей уничтожения. К моменту вторжения немцев в Польшу более 400 учеников иешивы успели перебраться в Литву. В дальнейшем, благодаря усилиям японского консула, нарушившего ради спасения евреев указания своего правительства, они получили въездные визы в Японию. Каким-то чудом советские власти позволили ученикам иешивы проследовать через Москву во Владивосток и оттуда во вражескую Японию. Почему союзник Германии Япония не уничтожила евреев, а переселила их в Шанхай? Как объяснить, что за несколько лет до войны один еврей построил в Шанхае огромную синагогу и наполнил ее книгами в надежде на то, что придет время и это здание понадобится? Оно пустовало в предвоенные годы, будто ожидая прибытия учеников «Мир»-иешивы. В то время как в Европе полыхало пламя войны, разрушившее целый мир Торы, ученики иешивы «Мир» в Шанхае интенсивно изучали еврейскую мудрость, готовясь, как впоследствии окажется, восстанавливать разрушенное. После войны иешива «Мир» была восстановлена в Израиле и в Америке, а ее ученики стали учителями целого поколения осиротевших евреев.

Рав Шмуэль Биренбаум прославился необыкновенной преданностью Торе и любовью к своим ученикам. С раннего утра до позднего вечера он проводил не в кабинете, а в иешиве вместе с учениками. Реб Шмуэль находил время и средства помогать нуждающимся, но сам жил в самых скромных условиях. Будучи у него в гостях в субботу, я не обнаружил ничего, кроме стола, стульев и книг. Последний год реб Шмуэль тяжело болел, пережил операции, химиотерапию, но, проявляя невероятное мужество, продолжал до последнего дня давать уроки Торы. В своем завещании он просил, чтобы выступления на его похоронах были короткими и не мешали распорядку занятий в иешиве.

Пишу эти строки с чувством особого трепета и благодарности реб Шмуэлю, который принял меня в иешиву «Мир» в 1987 году. Мои сыновья в дальнейшем также стали его учениками и часто дома за субботним столом делились тем, что слышали от него…

— Что означает имя Моисей? — продолжил свою мысль рав Калманович. — Дочь Фараона нарекла его именем Моше — «Вытащенный из воды», потому что, услышав плач ребенка, вытащила его из воды. Мидраш утверждает: это учит нас, как велика награда творящих добро. Ведь все то, чего добился Моисей в своей жизни, стало возможным лишь благодаря дочери Фараона, которая спасла его. Это осталось навсегда запечатленным в имени Моисей — «Вытащенный из воды». Велика награда творящих добро и посеявших семена. Проходит время, и эти семена прорастают, дают урожай и новые семена.

Почему, творя мир, Всевышний сотворил лишь одного человека — Адама? Ведь Он мог сотворить много людей? — спрашивает Талмуд. — Чтобы научить нас, что убивающий одного человека убивает целый мир, а спасающий одного человека спасает целый мир! Велика награда рава Шмуэля Биренбаума, который посеял многочисленные семена — тысячи учеников, продолжающих его путь добра в мире!..

Еврейское имя человека выражает его духовную суть, предназначение в жизни. Имя Моисея напоминало раву о чуде спасения и о его жизненной миссии: он был спасен для того, чтобы спасать свой народ. И «вытащенный из воды» Моисей выводит евреев из вод Красного моря!

Моисей был принцем во дворце Фараона, но отказался от безопасности и комфорта, посвятив жизнь спасению своих братьев. Он помнил о чуде спасении и с благодарностью ко Всевышнему спасал других. И если чувство благодарности стало движущей силой для добрых дел Моисея, то неблагодарность — первоисточник зла Фараона, о котором сказано: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа». Именно этот царь решил перехитрить евреев, сделав их рабами.

Все египтяне знали Йосефа, который спас Египет от голода? Конечно же, и Фараон знал Йосефа, но делал вид, что не знает, потому что не хотел быть благодарным Йосефу и его потомкам, объясняет Раши.

Когда в дальнейшем Моисей сказал Фараону, что Всевышний послал его с призывом «Отпусти народ Мой!», Фараон ответил: «Не знаю Всевышнего!»

Сначала Фараон сказал «не знаю Йосефа», а потом — «не знаю Всевышнего», — заключает Мидраш. — Неблагодарность к человеку приводит к неблагодарности и отрицанию Б-га!

«Я тоже услышал крики евреев», — обратился Всевышний к Моисею из горящего куста, призывая вывести евреев из Египта. Почему сказано «Я тоже»? Кто еще, кроме Всевышнего, мог услышать стенания евреев под гнетом рабства?

Несмотря на всю тяжесть изгнания, евреи не очерствели, а проявляли сочувствие к страданиям других людей, слышали их крики о помощи. В награду за это и Всевышний услышал их стенания, и послал Моисея освободить их из рабства, поясняет Хатам Софер. Всевышний относится к людям так же, как они относятся друг к другу. Если они не глухи духовно, а слышат просьбы о помощи другого, то и Всевышний слышит их молитвы и приходит на помощь. Тот, кто искренне и бескорыстно посвящает свою жизнь спасению других, сам удостоится спасения!

Шмот 17 (Мафтир):

(14) И сказал Г-сподь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йыошуе, что Я совершенно сотру память Амалэйка из-под неба. (15) И построил Моше жертвенник, и нарек ему имя «Г-сподь – Нисси» (Г-сподь – чудо мое). (16) И сказал он: вот рука на престоле Г-спода, что война у Г-спода против Амалэйка из рода в род.

Полный текст 16-й Недельной главы читайте тут: русский иврит פרשת השבוע

Читайте все выпуски комментариев Недельной главы Торы

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: