Отстроить Храм

DresdenSept2014P1070015Отстроенный в Дрездене в 2001г еврейский бейт-кнессет, Дрезденская синагога, стала первым в Германии храмом, сооруженным полностью заново после войны.
Нона КОВЛЕР. Фото автора.

Так случилось, что пару недель назад в свой последний приезд в Дрезден мы поселились прямо в нескольких метрах от церкви Богородицы. По утрам колокола настойчиво напоминали нам, что валяться в постели после 6 утра грех.Таким образом, с раннего утра я успевала всласть налюбоваться на необычайно теплую золотую осень, набегаться по окрестным скверам и сделать миллион снимков с разных ракурсов окружающих зданий полностью отреставрированного знаменитого барокко Дрездена, так напоминающего любимую Италию.DresdenSept2014P1070012
В своих странствиях я непеременно посещаю синагоги почти всех городов, куда попадаю. Вот и в Дрездене поинтересовалась — как найти синагогу.Ответ друзей меня озадачил — иди вдоль набережной и ты ее сразу узнаешь. Прежде, чем выйти на набережную., я решила еще немного полюбоваться на стеклянный купол КунстАкадемии, а там сразу появилась лепнина Альбертинума, а прямо перед ним на возвышении в чудном сквере среди виноградного плюща памятник очень известного (к сожалению, не мне) германского художника…DresdenSept2014P1070013
Я остановилась на вершине холма в пяти минутах ходьбы за углом моего апартотеля, в непосредственной близости от ФрауенКирхе, восторженно глядя на Эльбу и прицеливаясь на противоположный берег объективом. И вдруг в поле зрения что-то помешало. Это чужеродное «что-то» оказалось гладким серым кубом какой-то странной искривленной ориентации в пространстве, резко и неприятно контрастирующим с окружающими портиками, колоннами, атлантами и кариатидами. Вот по этому генетическому еврейскому чувству в Германии — чужеродное, неприятное глазу на первый взгляд, иное — я, как мне было обещано, сразу поняла, что это и есть моя цель.Отстроенный в Дрездене в 2001г еврейский бейт-кнессет, Дрезденская синагога, стала первым в Германии храмом, сооруженным полностью заново после войны.
DresdenSept2014P1070020

В общинном центре новой Дрезденской Синагоги я встречаюсь с Еленой Танаевой (Гуревич) — главным координатором социальной работы в еврейской местной общине. Острый критический взгляд из-под очков, ироническая улыбка, образная и живая правильная русская речь — потомственная жительница Петербурга Елена Танаева живет в Дрездене с 1998. Ее пожилые родители не колебались при выборе места жительства в Германии.»Безусловно, Дрезден!» сразу сказала мама Лены. «Там же Галерея!!!»DresdenSept2014P1070024

До прихода нацистов к власти в полумиллионном Дрездене проживало 5000 евреев. В конце 80-х годов ХХ века — 160, главным образом послевоенные переселенцы из Польши и их малочисленные потомки.Сегодня, рассказывает мне Елена, еврейская община города увеличилась до 750 человек, в основном за счет выходцев из бывшего Союза. Средний возраст Елениных подопечных более 60 лет, но есть и смешанные еврейско-немецкие молодые пары из подросшего поколения детей эмигрантов.
Возрождению еврейской общины в Германии придается историческое значение, ведь еврейская жизнь в Германии являет собой оправдание страны в глазах мирового сообщества.
Чем же занят социальный работник еврейской общины Дрездена? «Дел хватает», -смеется Елена — «бесконечные документы, переводы, врачебные и юридические консультации, где требуются разъяснения, организация праздников, бытовой помощи»
Синагога стала клубом, вторым домом для многих пожилых людей. Открывая для себя еврейские традиции, возможно впервые в жизни читая вслух молитвы из сидура на русском, немецком и иврите, евреи Дрездена чувствуют себя частью нашего немногочисленного, но вечного народа.
Мы еще долго беседуем на разные темы — ровесницы, бывшие студентки Ленинградского Политеха и Московского Мединститута с одинаковыми кумирами юности и разными судьбами. Встретившись в Дрезденской Синагоге, мы говорим с Еленой о жизни в Питере в поздних 90-х и о нашей абсорбции в Израиле, о художниках и архитекторах, о королях и президентах. Совершенно неожиданно я получаю ответ на интересовавший меня уже давно вопрос — откуда у Фридриха Августа Сильного, построившего Цвингер и обессмертившего Дрезден собранием художественных сокровищ, откуда у него было так много денег на все это великолепие? Местный гид объяснял, что все капиталы появились от добычи в шахтах серебра, чему верилось с трудом. Елена удовлетворила мое женское любопытство «Откуда деньги, Зин» и заодно прояснила, почему все-таки Август Сильный согласился принять католичество.DresdenSept2014P1060996
Выяснилось — и здесь тоже не обошлось без еврейского следа. Польский банкир понятной национальности Бернард Леман ссудил саксонскому курфюрсту 16 миллионов талеров, невообразимые деньги по тем временам — в обмен — (а теперь внимание! Банкиры раньше были большими патриотами) — в обмен на свободу передвижения евреев по всей Саксонии и отмены гетто в Польше. Вот почему Август Второй стал таким богатым (а значит и сильным), что смог позволить себе принять католичество, чтобы стать Королем Польским и выполнить условие банкира.
А сейчас мы непосредственно подходим к истокам появления в Дрездене его жемчужины — ФрауенКирхе, Церкви Богородицы. Дабы задобрить своих саксонских лютеранских подданных, Август Второй не только не вводит повсеместно католичество, но и возводит в 1726—1743 внушительных размеров лютеранскую церковь недалеко от Цвингера, в самом центре города, на месте старой обветшавшей.DresdenSept2014P1060966
Веком позже в 1849г. была построена Синагога Дрездена архитектором Готфридом Земпером, тем самым, чье имя носит роскошная Опера Дрездена на Театр Плац. Земпер не был евреем, и здание синагоги в сущности явилось единственным его творением сакрального предназначения.Что повлияло на решение Земпера заняться именно синагогой? Близость с Феликсом Мендельсоном, родоначальником Еврейского Просвещения Европы? Впрочем, и Рихард Вагнер входил в это же общество молодых немецких революционеров и сражался в революцию 1848г.
Разрушена Дрезденская синагога была планомерно и с немецкой основательностью в Хрустальную Ночь 1938г. Приказ полностью снести ее с лица земли был педантично выполнен нацистами. Осталось только несколько камней , которые сегодня встроены в стену нового комплекса. Чудом сохранившийся металлический ажурный магендавид нашел на руинах немецкий пожарник и сохранил его на своем чердаке, рискуя быть повешенным. Совесть ли, корысть ли заставили его рисковать своей жизнью, но факт остался фактом — уцелевший ажурный магендавид при входе сегодня контрастирует с современным минималистским дизайном синагоги, как единственное напоминание о прежнем великолепии.

DresdenSept2014P1070033 Контур старой синагоги специально сохранили во дворе между двумя зданиями комплекса — просто линии на земле. Просто и страшно. Сразу вспомнилось — я уже видела похожее — в английском Ковентри. Там, где немецкие бомбардировщики уничтожили главный собор Ковентри, сегодня специально оставлены руины и контуры былого строения, а рядом выстроен замечательный по своему дизайну модерновый собор.
В отместку за Ковентри английские королевские воздушные силы и американский воздушный флот постарались на славу — без всякого на то стратегического резона город Дрезден подвергся страшнейшей бомбардировке 13-14 февраля 1945.В огненном смерче среди тысяч человеческих жертв погибла в числе многих и гордость Дрездена — ФрауенКирхе. Еврейский и христианский храмы пребывали в развалинах все время советской власти. ГДР при помощи Советского Союза отстроила Дрезден, упаковав его стандартными коробками, обеспечив жилищем горожан и советских солдат гарнизона.
Денег на восстановление храма не находилось и после объединения Германии, но поскольку церковь имела символическое значение, было принято решение сделать это методом народной стройки. Деньги собирались по всему миру, а золотой громадный крест в навершии был пожертвован Британской монархией. Он явился точной копией того
что был найден закопченным и поломанным под руинами Фрауенкирхе.DresdenSept2014P1070035
Решено было использовать все более или менее сохранившиеся камни старого храма — 20 тысяч кубометров обломков. Их надо было рассортировать, определив место каждого в конструкции. Благодаря четырехлетним трудам программистов, архитекторов и историков 850DresdenSept2014P10700360 камней были разложены в специальном павильоне рядом со стройплощадкой и подготовлены к монтажу.
В 2005г завершилась уникальная реконструкция, Фрауенкирхе снова украшает собой германскую «Флоренцию на Эльбе».
Синагога возродилась почти пятью годами раньше.
Поражает полная противоположность концептуального подхода к убранству и внутреннему дизайну воссозданных храмов.
Во Фрауенкирхе не требуется особых усилий, чтобы распознать типичные атрибуты стиля барокко. Нежно салатовый и розовый цвета в декоре придают особую воздушность и прелесть внутреннему убранству церкви.
В синагоге без поводыря сразу сориентироваться трудно. С первого взгляда немного шокирует нарочито простой бетонный параллепипед здания общинного центра — но когда замечаешь, что внутренняя сторона, обращенная ко входу в синагогу, полностью прозрачна, становится как-то легче. В зале собраний очень светло от многочисленных сверкающих солнечными лучами прорезанных окон.dresden1
По контрасту огромный высокий неправильный куб самой синагоги совсем без окон. Непривычно для израильского глаза арон акодеш находится в центре зала. Высоченный уходящий в бесконечность потолок создает ощущение настоящего храма. Добротная немецкая мебель без всяких излишеств строгого дизайна. «Помните в советские времена мебельные гарнитуры Хельга?» -шепчет мне мой проводник Елена. «Наша мебель сделана на той же фабрике!»
Самый необычный элемент внутреннего убранства дрезденской синагоги — это занавесы, этакие колеблющиеся стены, выполненные из металлической сетки-ткани по типу легкой кольчуги.Изготавливались эти занавесы по спецзаказу с изображениями магендавидов.
Вот так внезапно в один прекрасный сентябрьский день произошла моя встреча на Эльбе с двумя отстроенными заново храмами. Считать ли случайностью, что в полном хаосе сохранились лишь золотой крест Фрауенкирхе и ажурный магендавид Синагоги Земпера? Умеет ли мстить мироздание, когда после хрустальной нацистской ночи всего через семь лет в страшной огненной буре погибает почти весь Дрезден и его христианский символ ФрауенКирхе?
Помните железный занавес с шестиконечными звездами — часть декора Синагоги? Мне вдруг показалось, что задумкой архитектора было в буквальном смысле выделить значение щита народа Израилева, чтобы Железный занавес не разделял, а соединял и защищал наших соплеменников, где бы они ни находились.
Шана Това! Пусть Новый Еврейский Год будет наполнен спелыми яблоками, сладким медом, сочными гранатами, ну и ладно уж — немецким пивом!
Лехаим!

Advertisements

Ваше мнение

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: